Мы продолжаем цикл материалов о народной поэтессе Фазу Алиевой, ранее мы познакомили читателей с основными вехами жизни Фазу Гамзатовны, время сделать еще один шаг навстречу выдающейся личности.
С первого взгляда такое внимание к Фазу Алиевой в год 90-летия со дня ее рождения может показаться наигранным и событийным, но стоит приглядеться и мы увидим проблески соответствия философии произведений поэтессы и времени, в котором мы живем. А разве вам не хотелось бы сейчас оказаться у водопада горного села под чистым небом, в окружении близких вам людей?
Те, кто знал Фазу Гамзатовну, а этот материал мы готовим, безусловно, при участии таких людей, может с уверенностью сказать, что она не была «беспечным фантазером», а наоборот, остро чувствовала реальность.
…Но странно! Чувствую: слова слабеют, сохнут,
Без горя, без борьбы живые чувства глохнут.
Где слезы, гнев, восторг? Бесстрастие одно.
Вся жизнь небесная — как скучное кино.
(Жар-птицу я схватила…)
Люди часто встречали известную поэтессу, идущую в сквере – возле центральной площади Махачкалы или сидящей на скамейке во дворе на Гаджиева, 3 – доме писателей. Внешне всегда яркая, с заметной прической, Фазу Гамзатовна, как правило, смотрела куда-то отдаленно, не обращая внимания на прохожих, а вот с прохожими была обратная ситуация. Они, увидев знаменитую Фазу, перешептывались и старались поближе разглядеть женщину, чьи выступления видели по телевизору, чьи тексты читали в газетах, чья личность вызывала большой интерес. Однако не все решались поговорить с Фазу Гамзатовной, когда она была одна – возможно казалось, что спугнут творческое вдохновение, а может и боялись получить резкий ответ – мы можем только предполагать. Но стоило поэтессе вести диалог с соседями или еще с кем-то из знакомых, стеснение прохожих улетучивалось: те, у кого были телефоны – просили сделать фото, кто-то пытался заговорить на родном для Фазу аварском языке, а иной раз и просто уточнить «а вы та самая Фазу Алиева?». Почти всегда они получали доброжелательное приветствие в ответ, ну а если переходили грань приличия и общение затягивалось, то Фазу тактично направлялась в сторону своего подъезда. Внимание людей было для поэтессы непростым ощущением: иногда это заряжало, а в период творческих поисков сбивало с нужного эмоционального состояния.
Фазу Алиева не останавливалась ни перед чем для того, чтобы передать суть темы максимально правдиво. Так, например, прежде чем приступить к написанию книги «Вечный огонь», посвященной военной теме, поэтесса пообщалась с семьями героев войны, для этого посетила и высокогорные села Дагестана, и центральные города России, и даже побывала в Литве, где говорила с матерями участников Великой Отечественной войны. Она восхищалась героизмом и мужеством горцев, мысли о которых, как рассказывала сама Фазу, «поддерживали ее в горящем Афганистане», где она выступала перед военными. «Они достойны своих отцов!», – отмечала поэтесса. После утраты сына – Али, который героически прошел Афганистан и через год, вернувшись на родину, погиб в автокатастрофе, тема войны была для Фазу Алиевой крайне тяжелой и в то же время такой близкой. Спустя годы она расскажет историю своей семьи, ополченцам, защищавших Дагестан от международных террористов в конце 90-х. Голос Фазу Гамзатовны, с присущим акцентом и тоном, звучал в самых горячих точках, и нет сомнений, что сегодня народная поэтесса также искренне выступила бы перед теми, кто борется со злом, она бы первым рейсом рвалась туда, где свистят пули и взрываются снаряды, где вдали от дома с важной миссией находится наш солдат. А вернувшись с дороги Фазу сделала бы все, что в силах, чтобы поддержать их семьи.
Вот уже шесть лет ее голос не звучит с трибун торжественного Дня Победы, но чем чаще мы вчитываемся в строки произведений Фазу Алиевой, тем ближе ощущаем призыв патриота, общественного деятеля, поэтессы и, конечно же, матери.