Совет Европы (СЕ) может инициировать вопрос о лишении членства России с июня 2019 года за систематическую неуплату взносов, с таким заявлением выступил генеральный секретарь организации Турбьёрн Ягланд.
Но российская сторона с таким заявлением не согласна, заявляя, что была основным плательщиков членских взносов (входила в пятерку крупнейших спонсоров организации), а настоящая причина возможного отстранения – события на Украине.
Но раньше СЕ в сентябре с заявлением о желании выйти из организации выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на фоне усложнившихся отношений между Москвой и Страсбургом.
К чему же приведет выход из Совета Европы для России? Восстановят ли в стране смертную казнь и как будут обстоять дела с демократией?
Начнем с истории самого Совета Европы.
Итак, Совет Европы – это международная организация, основанная в 1949 году, после Второй мировой войны, для защиты прав человека и развития демократии в странах – участницах, коих в Совете 47 (800 млн человек). Тут же стоит отметить, что Совет Европы — это самостоятельная организация не имеющая ничего общего с Европейским Союзом кроме флага и гимна.
На каких условиях и когда Россия попала в Совет Европы?
Наша страна в СЕ вступила в феврале 1996 года, после подтверждения приверженности к принципам гуманизма и демократии. Ради членства в Совете России пришлось изменить некоторые законы, касающиеся защиты прав человека. Главным образом речь шла об отмене смертной казни.
Во время Второй чеченской войны СЕ выступал с аналогичным заявлением об исключении России из организации, но тогда все обошлось лишением слова российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 году.
О том, чем чреват для России выход из Совета Европы рассказал Mirmol Председатель общественной организации «Открытый Кавказ», старший инспектор по правам человека в Гражданском комитете и комиссии по правам человека в СКФО Руслан Камбиев.
«Во первых, Европейский суд по правам человека, ЕСПЧ — это орган Совета Европы и его решения обязательны для всех стран, входящих в Совет. Если Россия покинет Совет Европы, то юрисдикция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) больше не будет распространяться на территорию РФ. Это будет также касаться мониторинговых органов, связанных, в частности, с положением в российских тюрьмах. Во вторых, опять остро встанет вопрос о возвращении смертной казни, а также права заключённых голосовать на выборах», — говорит Камбиев.
Таким образом, по словам правозащитника, Россия автоматически денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая гарантирует гражданам стран, входящих в Совет Европы, соблюдение их ключевых прав: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и справедливый суд. Эксперт тут же отмечает, что аналогичные права защищены Конституцией России, осталось лишь неукоснительно ее соблюдать.
«Печально, что из-за политических разногласий различных сторон Россия теряет одну из самых важных дипломатических площадок мира. Как раз, подобные места призваны были решать политические проблемы путём открытых аргументированных дебатов и переговоров.
Но к сожалению, некоторые страны превратили Совет Европы в некую политическую биржу по отстаиванию своих корыстных интересов, а не интересов открытой демократии и справедливости. Мы находимся на пороге очередного политического кризиса одного из важнейших дипломатических институтов Европы», — заключает Руслан Камбиев.
Свое экспертное мнение по поводу выхода России из Совета Европы и возможных его последствиях высказал политический обозреватель, бывший руководитель Минпечати Дагестана Эдуард Уразаев.
«Выход из Совета Европы означает разрыв парламентских связей, потерю общеевропейской площадки для отстаивания своих позиций и интересов, что плохо, на мой взгляд. Но с другой стороны для разрешения конфликта зачастую приходится идти, как говорится, до дна, чтобы потом искать компромиссы. Поэтому это очередной этап кризиса межпарламентских взаимоотношений, который отражает осложнение отношений России с Западом. И пока не будет подвижек по принципиальным вопросам, связанных с Украиной и Сирией, улучшения отношений ждать трудно», — отмечает Уразаев.
Что же касаемо вопроса о возвращении в Конституцию РФ смертной казни, Уразаев называет его спорным.
«Вопрос о возвращении смертной казни может стать предметом дискуссий, но он стоит особняком и уже не зависит от членства России в ПАСЕ. Это в большей степени зависит от настроений в обществе и обобщения судебной практики и криминальной статистики в нашей стране» — продолжает журналист.
Уразаев отмечает, что Россия сумеет сохранить, правда частично, тот демократический режим, к которому перешла для вхождения в Совет, так как взаимный парламентский контроль за выборами стимулировал к лучшему соблюдению стандартов демократии.
«У нас демократическая Конституция и её соблюдение зависит больше от внутриполитических процессов, чем от внешних оценок. Поэтому выход из ПАСЕ — это больше относится к международным отношениям, чем к вопросам сохранения демократии в России. Хотя влияние международных факторов, в том числе по соблюдению демократических стандартов, скорее опосредованное, нельзя игнорировать или пренебрегать, поскольку они влияют на экономическое и социо-культурное развитие страны», — заключает Эдуард Уразаев.
Фото на главной: furfur