Политолог Эдуард Уразаев рассказал о важности системы общественного наблюдения на выборах:
В условиях террористических атак на страну и попытками их продолжения, а также усиления информационной войны со стороны зарубежных спецслужб и разного рода враждебных политических сил, растет важность идеологического и правового противодействия этим силам. Одной из главных мишеней противников России при этом остается легитимность органов власти и их деятельность в политической, социально-экономической, культурной и других сферах.
Особенно активно наши противники пытаются поставить под сомнение прошедшие выборы Президента России и их результаты. Во время избирательной кампании были организованы провокации и протестные акции, а также предприняты попытки убедить россиян в том, что якобы не соблюдаются стандарты европейской демократии.
Однако усилиями избирательных комиссий и других организаторов и участников выборов удалось добиться того, что они прошли в рамках демократических законов и соблюдения всех избирательных прав граждан страны. Важную роль в этом сыграла система общественного контроля на выборах президента страны, состоящая из общественных штабов регионов и экспертных групп Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), которые достаточно успешно реагировали на разного рода фейки, информационные провокации и другие нарушения, связанные с проведением избирательной кампании. Эта система сложилась с 2018 года и стала важным фактором легитимности органов власти России.
Более того, благодаря усилиям органов власти и институтов гражданского общества в лице , прежде всего, общественных палат регионов, выборы президента России прошли в целом спокойно и без серьезных нарушений. Наоборот, понимая создание благоприятных демократических условий для свободного волеизъявления, избиратели проявили гражданскую ответственность и активность, продемонстрировали приверженность идеям единства страны и готовность отстаивать свои интересы.
Но приближающиеся выборы в регионах в единый день голосования в сентябре и сохраняющиеся риски новых попыток делегитимации органов власти и местного самоуправления делают актуальным анализ прошедших выборов и формирование предложений для совершенствования избирательных процедур и системы общественного контроля. В связи с этим эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» подготовили проект рекомендаций и тезисы соответствующего доклада, которые представили 27 марта в ходе совещания на площадке Общественной палаты России и в кратком изложении опубликовали на сайте nom24.ru.
В рамках обсуждения этих тезисов можно отметить, что в Дагестане выборы президента России прошли в спокойной обстановке и без провокаций, а явка на голосование и уровень поддержки Владимира Путина превысили аналогичные среднероссийские показатели. Такой высокий уровень консолидации дагестанского общества вокруг политического курса президента был обеспечен несмотря на относительно высокие риски, связанные, с одной стороны, попытками использовать протестные настроения, возникающими в основном из-за частых отключений электричества, а с другой, — пропагандой религиозно-политических взглядов, направленных на разжигание межнациональной розни и сепаратизма.
Благодаря решительным действиям руководства страны и республики, а также благодаря интенсивной работе электриков удалось добиться минимизации энергетического кризиса.
Одновременно совместными усилиями региональных и местных властей, Муфтията, общественных организаций, политиков, экспертов и общественных деятелей был дан отпор сеятелям экстремизма и терроризма, окопавшимся в зарубежных странах.
Тем не менее, попытки раскачивать ситуацию, дискредитировать и делегитимизировать власть не прекращаются. Поэтому важно не прекращать разоблачение замыслов вражески настроенных сил и совершенствовать избирательную систему.
В частности, можно согласиться с предложением экспертов НОМ о расширении круга лиц, имеющих право подачи заявления по месту жительства, что актуально для многих дагестанцев, проживающих в других регионах России.
Также можно согласиться с предложением о продолжении практики введения в регламенты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их общественных палат возможности направления представителей палат для участия в заседаниях комиссий, поскольку это позволяет оперативно получить информацию о позиции как организаторов избирательного процесса, так и остальных участников выборов. Соответственно, улучшаются и возможности для оперативного реагирования на конфликтные ситуации.
По этой же причине важной представляется и идея о необходимости проработать вопрос о возможности присутствия членов общественных штабов, а также рекомендованных общественными палатами электоральных экспертов при проверке документов на этапах выдвижения и регистрации. Дело в том, что несоблюдение всех процедурных требований законодательства о выборах при проведений съездов и конференций по выдвижению кандидатов, а также при сборе подписей в поддержку кандидатов, зачастую становятся источником не только разногласий, но и предметом политических спекуляций.
Собственный же опыт наблюдения на выборах президента России в Дагестане показывает, что надо расширять возможности видеонаблюдения за голосованием на избирательных участках, а в центрах общественного наблюдения целесообразно персонально закреплять общественных наблюдателей, ведущих контроль над процессом голосования, за группами избирательных участков.
Кроме этого, в связи с успешным опытом внедрения систем электронного голосования в 29 регионах страны и перспективы распространения его на все территории, а также позитивных итогов расширения права на участие в голосовании по месту жительства, представляется более рациональным использование не трехдневного, а двухдневного голосования. Это будет экономить рабочее время для страны и станет менее обременительным для общественных наблюдателей, которые на безвозмездной основе выполняют многочасовую и ответственную функцию.
В докладе и проекте рекомендаций Ассоциации НОМ содержатся и другие предложения, которые могут быть дополнены и другими активными гражданами России.