Главная страница » Записи » Требования системы менеджмента качества ИСО 9001

Требования системы менеджмента качества ИСО 9001

Автор Арслан Алиев

Стандарт ИСО 9001 посвящен разным нюансам в сфере управления качеством, он признается самым востребованным среди группы ИСО. Он содержит принципы и конкретные механизмы для фирм, которые желают, чтобы их ассортимент отвечал ожиданиям покупателей / заказчиков, а качество продукции постоянно улучшалось. В России использование положений ISO и сертификация – это добровольное решение предприятий.

На каких положениях базируется ИСО 9001?

Международный стандарт ISO 9001 и его отечественный аналог ГОСТ ИСО 9001-2015 определяют правила и конкретные механизмы построения системы менеджмента качества (кратко – СМК). Статистика демонстрирует, что по стандарту сертифицировано более 1 млн юридических лиц по всему миру.

ИСО 9001 базируется на следующих принципах:

клиентоориентированность;
мотивация и вовлеченность топ-менеджмента;
взаимодействие сотрудников предприятия;
процессный подход;
непрерывное совершенствование;
принятие решений, отталкиваясь от фактов;
компетентность лиц, которые принимают управленческие решения;
системный подход при решении возникающих задач;
управление взаимоотношениями;
документирование.

Центральным понятием в рамках стандарта является процессный подход. Процессом называется совокупность действий и взаимодействий, по итогам которых входные данные преобразуются в выходные. Результат может иметь как материальный (например, продукция), так и нематериальный характер (информация).

Взаимосвязанные процессы понимаются как система. Цель менеджмента – обеспечить управление ими таким образом, чтобы получать запланированные результаты в соответствии с политикой организации по качеству.

Управление процессами позволяет организации рассматривать отдельные операции с точки зрения добавленной ценности, повышать их результативность и эффективность, соблюдать требования законодательства и соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон.

Пройдите по ссылке https://eacaudit.ru/article/gost-r-iso-9001-2015-iso-90012015-sistema-menedzhmenta-kachestva, чтобы узнать о положениях ИСО 9001 подробнее.

Цикл PDCA в работе организации

Реализация процессного подхода достигается компанией за счет использования цикла PDCA. Он может быть применен как отдельно к каждому процессу, так и ко всей СМК предприятия в целом. Цикл включает 4 этапа:

1. Планирование – предполагает постановку целей развития предприятия, определение необходимых для их достижения процессов, обеспечение этих процессов необходимой ресурсной базой.
2. Дела – непосредственное выполнение поставленных задач.
3. Проверка – анализ и (где это возможно) измерения, по итогам которых определяется, в какой мере продукция / услуги, процессы отвечают поставленным целям, политике по качеству, ожиданиям потребителей и т. п.
4. Действие – принятие мер по повышению эффективности функционирования организации.

Для выстраивания цикла PDCA необходимо понимание организации и ее среды, внешних вызовов и возможностей, внедрение риск-ориентированного подхода в управлении.

С какой целью компании применяют ИСО и проходят сертификацию?

Основные преимущества от применения СМК, базирующейся на принципах ИСО 9001:

способность поставлять на рынок товары / услуги, которые соответствуют требованиям текущих и потенциальных клиентов, положениям законодательства;
возможность выявления рисков и возможностей, обусловленных внешней и внутренней средой фирмы;
оптимизация внутренних процессов, снижение количества выпускаемого брака;
повышение прогнозируемости и управляемости работы юр. лица.

В законодательстве России и ЕАЭС отсутствует требование об обязательной сертификации модели управления предприятием в рамках ISO 9001. Практика показывает, что основная мотивация для компаний к совершению такого шага – это:

получение запросов от имеющихся и потенциальных деловых партнеров;
планы по выходу на международные рынки сбыта, где действует требование об обязательном наличии сертификата ISO;
планы по вступлению в саморегулируемую организацию (СРО), в которой действует требование о предоставлении сертификата ISO.

Практика демонстрирует, что сертификация наиболее востребована у компаний производственной отрасли. Однако отличительной особенностью стандарта является универсальность. Это означает, что он применим также в сфере услуг и в других направлениях деятельности. Внедрить систему управления качеством в свою работу могут фирмы разных отраслей и масштабов деятельности.

Как выстроить СМК в компании?

Чтобы встроить систему менеджмента, которая базируется на принципах ISO 9001, предприятию необходимо:

изучить положения стандарта и определить их применимость в отношении конкретных направлений работы или функционирования фирмы в целом;
разработать документацию в рамках внедрения СМК;
организовать обучение топ-менеджмента и рядовых сотрудников;
разработать отчетность, которая позволит контролировать эффективность функционирования СМК.

Компании необходимо выявить факторы внутри организации и извне, которые влияют на ее деятельность, снижают / повышают способность достигать поставленных целей. Информация о них берется из отчетности фирмы и внешних источников (новостная повестка, профильные конференции и т. д.).

В рамках выстраиваемой СМК обязательно определяется область применения, процессы, методики планирования, стандарты в сфере качества (отражаются в разработанной политике).

Сертификация СМК – добровольный шаг предприятий. Процедура проводится аккредитованными органами, включает инспекцию производства и проверку документации в рамках СМК. Сертификат действует 3 года. Он дает репутационные и конкурентные преимущества на российском и международном рынке.

Так же будет интересно