В условиях потенциально высокой волатильности туризма, имея в виду его существенную детерминированность факторами внутренней и внешней среды, особенно ярко проявившимися в условиях COVID-19 и геополитических потрясений, залогом успешного развития отрасли является необходимость следования общемировым трендам, однако с учетом национальной специфики.
Более того, наличие туристских аттракторов, даже уникальных в мировом рейтинге о рангах, является необходимым, однако не достаточным условием привлекательности дестинаций, требуя конструктивной государственной политики и эффективных сервисных бизнес-практик. В частности, речь следует вести о клиентоориентированной диверсификации туризма; обустройстве туристической логистики по требованиям безопасности и ИТ-технологий; устойчивом развитии туризма («озеленении»), маркетинге дестинаций как уникального туристского товара; сочетании кластерного подхода и особых режимов хозяйствования для стимулирования и консолидации малых форматов турбизнеса при активной государственной поддержке. Именно в этом лежит залог успешного развития и будущее Северного Кавказа как территории гостеприимства. Об этом говорили участники Международного форума «Северный Кавказ в фокусе международного сотрудничества России».
«Конкурентоспособность Северо-Кавказской дестинации будет определяться умением государства, прежде всего, АО “КАВКАЗ.РФ” и турбизнеса воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой, причем не только в краткосрочном периоде, руководствуясь вынужденными решениями, сколько обеспечивая предложение комплексного, сопоставимого по качеству сервиса с зарубежными аналогами, доступного по цене, а потому дифференцированного туристического продукта, тем самым формируя устойчивый спрос на перспективу среди постоянных клиентов, делающих осознанный выбор в пользу территории гостеприимства СКФО», — отметила профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Наталья Медяник.