Коллекторы на законодательном уровне ограничены в своих правах в целях защиты прав и законных интересов граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Они могут только один раз в день звонить гражданам и не более двух раз в неделю.
Если эта периодичность нарушается, каждый гражданин имеет право написать заявление и обратиться в Службу судебных приставов за защитой.
Именно на Службу судебных приставов возложена обязанность по контролю за коллекторской деятельностью.
О том, как избежать противоправных действий со стороны коллекторов рассказал в ходе интервью руководитель УФССП России по Дагестану Алик Алилов.
— Алик Мирзабекович, какие организации имеют право заниматься взысканием долгов?
— Согласно федеральному закону №230-ФЗ организации, занимающиеся взысканием долгов, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации. Кроме того, они должны быть внесены в государственный реестр юридических лиц, занимающихся указанным видом деятельности, как основным. Ответственность коллекторов за нарушение законодательства о защите прав и законных интересов граждан определена статьёй 14.57 КоАП РФ, предусматривающей широкий спектр санкций: административный штраф от 5 тысяч рублей на граждан и до двух миллионов рублей на юридических лиц; дисквалификация должностных лиц до 1 года; административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
Также в российское уголовное законодательство с 21 июля 2023 года введена новелла, а именно, введена статья 172.4. «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», предусматривающая уголовное преследование лиц, совершивших действия по возврату просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с применением (угрозой применения) насилия либо уничтожения или повреждения имущества,с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких.
Санкция: штраф от 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет; принудительные работы до 5 лет; лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За последний год все больше граждан понимают, что можно найти защиту от коллекторов у судебных приставов, и идет рост обращений в нашу службу. На данный момент с начала этого года к нам поступило 23 обращения.
— А на что в поведении коллекторов чаще жалуются люди?
— Жалобы бывают разного характера. Кто-то жалуется на то, что погасили долги, а с них пытаются еще проценты взыскать. Кто-то жалуется на слишком назойливых коллекторов, которые и в ночное время и в выходные беспокоят, причем и звонками и письмами. Мы обязаны реагировать на все обращения наших граждан. Каждое обращение регистрируется и тщательно рассматривается, уточняются предоставленные документы и данные, направляем запросы в коллекторские организации, кредитные учреждения и банки, операторам мобильной связи. Если есть нарушения, возбуждаем административное расследование, по итогам которого и принимается решение. В целях всестороннего рассмотрения обращений граждан Управление плодотворно взаимодействует с другими территориальными УФССП по России.
Наша цель — выяснить было ли нарушение законодательства и защитить права, законные интересы граждан.
— Алик Мирзабекович, как, не нарушая закон, коллекторские агентства должны взаимодействовать с должниками?
— Взаимодействие должно быть предельно корректным. Коллектор обязан сообщить свои данные, данные кредитора, наименование коллекторского агентства, в котором он работает. Исключаются причинение вреда должнику, применение психологического давления или физической силы, какие-либо угрозы с использованием выражений унижающих честь и достоинство должника, не допускается уничтожение или повреждение имущества либо угроза таких действий. Законом дозволяются личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые и иные сообщения, почтовые отправления по месту жительства должника. Звонить можно только в определенный промежуток времени. В будни — это с 8 часов утра и 10 часов ночи, а в выходные дни или в праздники с 9 часов утра и до 8 часов вечера. Кроме того количество телефонных звонков не может превышать один звонок в сутки, два — в неделю и не более восьми звонков в месяц.
Неправомерными считаются телефонные звонки более двух раз в сутки, ночью, родственникам или друзьям должника, если они не давали согласия на общение.
— Алик Мирзабекович, а если положения закона нарушаются, куда обращаться гражданам?
— В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан работают специалисты по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.
О противоправных действиях коллекторов граждане могут сообщить письменно, направив заявление в Службу судебных приставов, также заявление можно и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте Управления. Помимо этого в круглосуточном режиме функционирует и «телефон доверия» 8 (8722) 69 -44-22.
Стоить отметить, что необходимо любыми способами зафиксировать противоправные действия коллекторов. Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку, установить причастных лиц, правильно квалифицировать их действия, и, при наличии оснований, принять к ним меры реагирования в соответствии с действующим законодательством.
Также немаловажным является поддерживать обратную связь со специалистами Управления после подачи обращения для более эффективного и скорого разрешения проблемы.