Главная страница » Интервью » Мурад Шафиев: «Столичное образование показывает высокую динамику роста»

Мурад Шафиев: «Столичное образование показывает высокую динамику роста»

Автор Ева Адамова

Исполняющий обязанности начальника Управления образования города Махачкалы, кандидат юридических наук Мурад Магомедович Шафиев рассказал об организации работы в системе столичного образования.

— Мурад Магомедович, в рамках одного интервью невозможно охватить всю работу Управления образования, поэтому предлагаю посвятить нашу беседу организационной деятельности возглавляемого вами учреждения. Сколько образовательных организаций и дошкольных учреждений функционируют в столице Дагестана?

— Махачкала — самый крупный муниципальный субъект СКФО, включающий 157 муниципальных образовательных организаций, в которых обучается 130 387 детей: 107 599 в общеобразовательных организациях, чем в прошлом учебном году, 22 788 в дошкольных образовательных учреждениях. Все направления функционирования системы образования города определены в муниципальной программе «Развитие системы образования города Махачкалы «Столичное образование», федеральными программами национальных проектов «Образование» и «Демография».

В Махачкале услуги дошкольного образования оказывают 74 ДОУ. Востребованность услуг дошкольного образования постоянно возрастает. Это обусловлено ростом рождаемости и спросом махачкалинцев на дошкольные образовательные услуги. В очереди в ДОО зарегистрировано 15 342 ребенка до 7 лет. Для полного охвата детей дошкольным образованием необходимо строительство ещё 30 объектов. Основная потребность наблюдается в посёлках Сепараторный, Редукторный, Ленинкент, Талги, Красноармейское.

В 2022-2023 году в эксплуатацию введено 6 дошкольных организаций на 1110 мест и запущен детский сад на 60 мест по ул. Фонвизина. В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию ДОУ на 120 мест в п. Шамхал-Термен.

На территории Махачкалы функционирует 73 общеобразовательных организации (включая 6 МБОУ «Начальная школа-детский сад»), 3 из которых (ОУ 54, 57, 41) на 2950 ученических мест, введённых в эксплуатацию 1 сентября 2023 г. по нацпроекту «Образование».

Увеличение контингента обучающихся приводит к дефициту мест в общеобразовательных организациях. В этом году прирост составил 4 244 учащихся. Сегодня для организации односменного режима обучения Махачкале необходимо строительство 49 объектов общего образования на 48012 ученических мест. Наиболее загружены территории пос. Сепараторный, Богатырёвка, Турали, Ленинкент. До конца года запланировано начало строительство ещё 8 объектов образования на 4 994 места.

В рамках госпрограммы «Развитие образования» в 2023 году проведен капитальный ремонт в 14 общеобразовательных организациях.

— Как решается вопрос привлечения профессиональных кадров в систему городского образования?

— Одной из задач системы образования города является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Решению этой задачи подчинены многие мероприятия и образовательные события.

В настоящее время в городе трудятся 5 893 учителя, 1 903 педагога дошкольных образовательных организаций и 342 педагога дополнительного образования. Это замечательные педагоги – влюбленные в профессию, верные долгу, истинные патриоты своей Родины. При этом существует проблема дефицита учительских кадров. Сегодня в образовательных организациях имеются вакансии на должность педагогов. Прежде всего, это учителя математики, физики, информатики, музыки, начальных классов, родных языков, химии, технологии. Наблюдается дефицит педагогических работников в новых школах – № 54 и 57.

В 2023 году Управлением образования создана Школа молодого педагога, в которую входит 205 молодых учителей образовательных организаций г.Махачкалы. Это постоянно действующая форма поддержки профессионального становления молодых педагогов.

В рамках мер по повышению престижа профессии учителя совместно с ДГПУ им. Р.Гамзатова с 1 сентября 2023 г., и в рамках реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года в ОУ города с нового учебного года введены психолого-педагогические классы в 18 школах г.Махачкалы.

Столичные работники системы образования активно обмениваются педагогическим опытом с другими регионами. Так, в рамках Года педагога и наставника заключены договоры на долгосрочное сотрудничество в сфере образования с Казанью, Уфой, Луганском и Донецком, принято соглашение о межмуниципальном взаимодействии с Департаментом образования и науки г.Москвы по реализации проекта «Взаимообучение городов», заключены договоры в рамках повышения квалификации педработников между Управлением образования г.Махачкалы и РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга.

Педагоги и учащиеся образовательных учреждений Махачкалы – активные участники Всероссийских форумов, конференций и конкурсов.

В рамках мероприятий Года педагога и наставника фестиваля педагогического мастерства «Порт-Петровские уроки: Луганск, Донецк, Махачкала», участниками которого стали более 2 000 педагогов, подписано соглашение о сотрудничестве в сфере образования с указанными городами.

— Какова ситуация с государственной итоговой аттестацией?

— В 2023 году в ЕГЭ приняло участие 2 199 выпускников 11 классов г.Махачкалы. В целях качественной подготовки и проведения госаттестации было открыто 8 пунктов проведения экзаменов на базе общеобразовательных учреждений: лицей № 5, гимназия № 13, лицей № 22, лицей № 30, СОШ № 34, лицей № 39, СОШ № 46, гимназия № 56. В качестве организаторов привлечено 894 педработника.

Количество участников ОГЭ составило 8 275 учащихся.

Было создано 32 пункта проведения ОГЭ.  В качестве организаторов привлечены 2 880 педагогов.

Все экзамены состоялись в штатном режиме, замечаний и нарушений не зафиксировано.

— Мурад Магомедович, расскажите про успехи и достижения?

— Система образования города гордится достижениями своих подведомственных учреждений, успехами педагогов.

В этом месяце стали известны результаты всероссийского исследования, проводимого рейтинговым агентством «РАЭКС-Аналитика». 4 учреждения вошли в число лучших школ России: ОУ № 13, 38, 39, 8.

Учитель родного языка Гимназии № 11 Магомед Манапов стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка-2023».

Запущен пилотный проект по внедрению в ОУ регионального сегмента комплексной системы «Государственные услуги вы сфере образования в электронном виде» — «Московская электронная школа». Проект реализуется на базе МБОУ «Лицей № 39».

Одним из ключевых факторов развития интеллектуального потенциала страны является работа с одаренными детьми.

Учащиеся Махачкалы демонстрируют высокие результаты на всероссийском уровне. В завершившемся учебном году в Махачкале 11 стобалльников, 2 призера Всероссийской олимпиады школьников, 28 дипломантов Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее».

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления образования является охват учащихся дополнительным образованием, который составляет 78,35 % от общего количества детей от 5 до 18 лет. В системе допобразования 10 МБУ ДО с охватом 13 225 воспитанников.

— Как организована воспитательная работа с детьми?

— Обновленная система Управления образования создала все условия для подготовки высокоразвитой личности, воспитанной на принципах уважения к собственной культуре, истории, народу.

В образовательных учреждениях введены штаты советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, открыты первичные отделения РДДМ «Движение первых».

Проводятся мероприятия по созданию муниципального координационного совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» при Главе г.Махачкалы.

Активно развивается детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», в котором 3 500 детей города, куда также вовлечены дети из «группы риска».

На особом контроле находится работа с детьми из семей, вернувшихся из зоны конфликта в Сирии и Ираке — таких детей в Махачкале 67. Из зон боевых действий ДНР и ЛНР в Махачкалу прибыло 18 детей.

Исполняя поручения Главы РД Меликова С.А. по совершенствованию военно-патриотического воспитания в 5 школах Махачкалы созданы специализированные «росгвардейские» классы, также ведется работа по укреплению взаимосотрудничества с вузами и сузами республики.

В 2022-2023 учебном году Управлением образования г.Махачкалы присвоены имена погибших в СВО героев-дагестанцев следующим ОУ:

— МБОУ СОШ № 27 — им. Абатаева Тхаро Алимовича, участника СВО, погибшего при исполнении служебных обязанностей на Украине;

— МБОУ СОШ № 41 — им. Кавалера ордена Мужества Багирова Эльдара Руслановича, погибшего при исполнении служебных обязанностей в СВО на Украине;

— МБОУ СОШ № 42 — им. Героя РФ Гаджимагомедова Нурмагомеда Э́нгельсовича, погибшего при исполнении служебных обязанностей в СВО на Украине;

— МБОУ Лицей № 51 — им. Айтемирова Умара Ибайдулаевича, участника СВО, погибшего при исполнении служебных обязанностей на Украине.

В новом учебном году планируется реализация ряда инициативных проектов Администрации города, которые лично патронирует мэр Махачкалы Юсуп Джанбекович Умавов.

Также хочу отметить, что проводится подготовка к проведению очень важного конкурса на лучшую социально-ориентированную муниципальную образовательную организацию, в котором будут учтены привлеченные грантовые средства, субсидии, победы в профессиональных конкурсах, увеличение перечня оказываемых услуг и многое другое.

 

Спасибо за интервью!