Юсуп Акаев – известный герой Советского Союза, который во время Отечественной Войны был командиром 2-ой эскадрильи. Он до последнего дня выполнял все задания главнокомандующего, за что и был награжден медалями.
Стоит отметить, что в летопись Великой Отечественной войны немало славных боевых страниц вписали бесстрашные соколы Военно — Воздушных Сил и Военно — Морского Флота.
Итак, вместе с прославленными летчиками морской авиации дважды Героем Советского Союза Нельсоном Степаняном, Героями Советского Союза Поповым, Удальцовым, Гургенидзе, Симоняном, Старостиным, Сокаевым, полковниками Кибизовым, Фолькииым, Чеповым и многими другими защищал Родину и наш Герой Советского Союза Юсуп Абдулабекович Акаев — военный лётчик-штурмовик.
Согласно документам, Акаев начал свой боевой путь на Чёрном море. Он пришёл в часть в разгар смертельных схваток за город Новороссийск и 25 октября 1943 года совершил первый боевой вылет.
В ноябре 1943 года ему, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. И он в полной мере выдержал экзамен на мужество, самообладание и волю, показал не только пример личной отваги — первым ринуться в бой, обеспечить выполнение боевого задания при наименьших наших потерях, увлечь за собой группу, потом собрать ее и вернуть на свой аэродром, но и нести полную ответственность за действия ведомых.
Уверенность, самообладание ведущего Акаева передавались всем. Его мастерство, отвага, готовность прийти на помощь вызывали большое доверие и уважение товарищей. Поэтому, как отмечалось во всех боевых характеристиках Ю. Акаева, летчики охотно шли с ним в атаку.
В первом сборнике очерков о дагестанских Героях Советского Союза под названием «Отважные сыны гор», составленном журналисткой А. Путерброт (документальная книга составлена на основе архивных материалов, бесед, рассказов героев и свидетелей их подвигов) имеется статья Заиры Хизроевой, где она рассказывает о судьбе Героя Советского Союза.
По ее словам, один из декабрьских дней 1943 года, когда шестерка Ил-2, пустив на дно 4 торпедных катера, без потерь вернулась на аэродром, стал днём рождения нового способа бомбометания. Оно стало осуществляться с малых высот. Впоследствии этим способом морские лётчики потопили сотни вражеских кораблей и на Чёрном море, и на Балтике, и на Севере, и на Дальнем Востоке, но рождён был этот метод в полётах на Феодосию, и это означало достижение наивысшей эффективности бомбометания. В борьбе за это есть вклад и Юсупа Акаева.
«Снова листаю старые документы. Вот она, ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года. Началась десантная операция на Крым. В глубокой темноте отряды черноморских моряков высаживаются на восточном берегу Керченского полуострова. Необходимо обеспечить снабжение нашего десанта морским путем. Фашисты принимают контрмеры. Они сосредоточивают свои морские силы, особенно торпедные катера, в Феодосии и Киик — Атлама. На помощь нашим десантникам теперь должны прийти лётчики. Перед частью, в которой служит Юсуп Акаев, ставится боевая задача: уничтожить вражеские плавсредства в портах Феодосии и Киик — Атлама и взять порт Феодосию.
Это была трудная и сложная задача. Нелегко прорваться через все преграды к цели, ещё труднее попасть в маленькие верткие суденышки, маневрирующие с огромной для воздушного бомбометания скоростью. Лётчики разрабатывают разные варианты заходов, применяют десятки тактических уловок, но эффективность их бомбовых ударов явно недостаточна. Пока бомбы летят с большой высоты, торпедные катера успевают увильнуть от них.
Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикирует на корабль, а идёт на него над водой низко, низко, не выше мачт корабля. Приблизившись, лётчик должен сбросить бомбы и тотчас у самого корабля резко вырвать машину вверх. Это было рискованно, но зато попадание — самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он стал пионером «топмачтового» бомбометания», — рассказывает Заира Хизроева.
Главнокомандующие выделяли Юсупа Абдулабековича среди других бойцов, они предлагали ему пробовать новые методы для атаки противников. Акаев очень радовался, когда ему поручали сложные задачи.
22 апреля 1945 года снова предстоял бой с немцами в море, всего было 4 полка, ведущим 1 назначили опытного Юсупа Акаева. Группа Акаева атаковала первой, постепенно присоединились и другие полка. Всем вместе солдатам удалось попасть в первый и второй транспорт захватчиков. Но потери в советской армии тоже были.
Он, как отмечается в наградном листе, в этой трудной воздушной операции, проявив исключительную находчивость и героизм, выручил молодого летчика Михайленко, которого атаковали два мессершмитта, и, сочетая огонь с умелым маневром, сбил вражеский самолет. После этого сам был атакован двумя мессершмиттами. Используя все свое летное мастерство, Юсуп создал благоприятные условия для воздушного боя своему стрелку, который также сбил один мессершмитт.
Об этом бое с восторгом и удивлением говорили в Военно-Морском Флоте, писали, что на Черноморском флоте Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмовиком, вступившим в неравный бой с немецкими истребителями и сбившим в одной воздушной атаке два вражеских самолета.
Героя Советского Союза знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов.
Напомним, что несколько лет назад во время исследований, прочесывая дно эхолотом, московские археологи нашли в Керченском проливе штурмовик летчика-героя Юсупа Акаева. На удивление многих самолет целостный, а погнутый винт пришел в негодность при ударе об воду. Деревянный хвост нашли чуть дальше от самолета, видимо его унесло течением за длительное пребывание на дне. При осмотре транспорта удалось увидеть боевые повреждения. Министерством обороны РФ было принято решение о передаче самолета Ил -2 Буйнакскому району для музея Боевой Славы им. Юсупа Акаева. В 2017 году фрагменты штурмовика Героя Советского Союза Юсупа Акаева были доставлены в Буйнакский район Дагестана.
Исследование показало, что советский штурмовик Ил-2 пролежал более 70 лет в Керченском проливе всего в 150 метрах от берега Тамани. Данная находка была сенсационной, так как он оказался самолетом легендарного летчика – героя Советского Союза Юсупа Акаева, который сражался за освобождение Крыма в годы Великой Отечественной войны.
По архивным данным установлено, что 8 ноября 1943 года, когда штурмовик ушел на свое, как оказалось, последнее задание, его пилотировал Юсуп Акаев. В экипаж также входил воздушный стрелок Слепцов. Оба они выжили после крушения Ил-2 и до конца выполнили боевое задание.
Журнал боевых действий 47-го штурмового авиаполка 11-й авиадивизии Черноморского флота свидетельствует, что тот день 8 ноября 1943 года Юсуп Акаев получил задание: на самолете Ил-2 бомбоштурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега и противодействии с катеров Ю. Акаев произвел три захода по плавсредствам. Потоплено было два сторожевых катера и три повреждено. В этом бою самолет Акаева был подбит. Но он дотянул штурмовик до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен.
Выбравшись из тонущей машины, летчику пришлось 5 часов провести в ледяной воде среди волн, под огнем фашистов, пока его не подобрал советский тральщик.
Итак, за годы Великой Отечественной войны лётчиком — штурмовиком майором Юсупом Акаевым уничтожено и повреждено большое количество плавсредств противника, в том числе эсминец, транспорты, торпедные катера, тральщики, танкеры, быстроходные десантные баржи, сторожевые корабли и другие — всего 72 единицы. Он уничтожил много живой силы и техники противника: танки, автомашины, вагоны, паровозы, самолёты.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года капитан Акаев Юсуп Абдулабекович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 4332 ), а также орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими наградами.
Народная память хранит имя героя и его славные боевые дела. В дни войны о беспримерной храбрости Юсупа Акаева много писали фронтовые и центральные газеты. Фронтовые листовки призывали: «Громите врага так же храбро и умело, как Юсуп Акаев!»
Справка:
Юсуп Абдулабекович Акаев родился 14 августа 1922 года в крестьянской семье в селении Нижний Дженгутай ныне Буйнакского района (тогда село административно входило в состав Темирхан-Шуринского округа). Детство кумыка прошло в Буйнакске. Он окончил всего 7 классов, а позже трудоустроился в местную школу, где работал учителем.
Биография Акаева рассказывает, что в 1941 году поступает на службу в военно-морской флот, а через год оканчивает училище авиации.
На фронте с сентября 1943 года. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском (с 1973 года — город-герой).
Был командиром второй авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) капитан Юсуп Акаев к июлю 1944 года совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, три паровоза, одиннадцать танков и много другой боевой техники противника.
После войны великий герой советского союза Юсуп Акаев продолжает службу на Балтике, с 1948 года он пребывает в отставке. Юсуп Абдулабекович передавал свой опыт и умения молодым летчикам.
В память о великом летчике Акаеве в Махачкале установлен памятник. В честь Юсупа названы улицы в Дагестане и учебные заведения по всей республике.
Также в махачкалинском музее «Россия — моя история» установлена точная копия самолета Ил-2 летчика Юсупа Акаева.
Юсуп Абдулабекович Акаев проявил свой героизм и показал себя как мужественного бойца во время военных действий. Он сумел противостоять противникам, стреляющим из ядерной техники, но здоровье подвело, и Юсуп Акаев скончался на 28 году жизни в ноябре 1949 года, так и не испытав вкуса мирной жизни.
Напомним, что 100 лет со дня рождения легендарного лётчика-штурмовика Юсупа Акаева исполняется 14 августа 2022 г.
Источник: https://yoldash.ru/news/istoriya-legendarnogo-lyetchik/