Ежедневно пользуясь общественным транспортом, мы сталкиваемся с постоянным дискомфортом.
Жизнь городского человека сопровождается повседневными перемещениями на значительные расстояния. Каждый из нас ездит на учебу, работу, в гости и т.д. И чаще всего общественный транспорт помогает нам преодолевать расстояния. С учетом реальной стоимости общественный пассажирский транспорт, несомненно, является наиболее экономически эффективным средством достижения городской мобильности.
Вопрос общественного транспорта на сегодняшний день остается самым злободневным. Есть маршрутное такси, которое охватывает большие площади города и, соответственно, людей, часто пользующихся общественным транспортом. В час пик пользоваться маршрутками просто невозможно. Часто приходится ждать 20-30 минут, иногда и больше. За это время собирается много людей, маршрутные такси уже переполнены, так как водители на конечных точках набирают пассажиров.
Не все водители соблюдают график маршрутов, и пассажиры не всегда могут планировать свои передвижения. Как известно, высокая температура может привести к солнечным ожогам и тепловым ударам. При этом важным остается вопрос защиты от солнца как на остановочных пунктах, так и внутри автотранспорта. Существуют общие технические правила организации остановок общественного транспорта, однако в столице республики они не соблюдаются. Мало где есть павильоны или навесы для укрытия от солнца и осадков. И, соответственно, чтобы не стоять под палящим солнцем, пассажиры готовы ехать даже стоя. Более того, общественный транспорт остается местом массового скопления людей, что в период распространения вируса COVID-19 не соответствует рекомендациям Роспотребнадзора.
По требованиям к общественному транспорту и такси в период пандемии необходима ежедневная дезинфекция транспорта после мойки и проведение водителями обработки салонов на конечных остановках. А также водитель при перевозке пассажиров должен использовать одноразовые маски, перчатки. При этом салон и все поверхности должны быть обработаны дезинфицирующими средствами.
Помимо этого, водители должны контролировать ношение масок пассажирами транспортного средства. В регионах вновь усилен контроль за соблюдением этих требований – организуются рейды с целью проверки общественного транспорта; осуществляется контроль за нарушением санитарно-эпидемиологических правил: при выявлении подобных фактов водителям и пассажирам грозит штраф. Прежде всего, конечно, нам, пассажирам, нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики) и находиться в местах массового скопления людей только по острой необходимости.
И тут у каждого пассажира возникают вопросы: соблюдают ли водители рекомендации Роспотребнадзора, и кто контролирует их? Как пассажиру «спасаться» от жары, если в транспорте нет кондиционеров?
Ответы на злободневные вопросы дал начальник отдела Организации транспортного обслуживания населения Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации г. Махачкала Арсен Ибрагимович Магомедов.
Чтобы зафиксировать интервал транспорта, мы выезжаем на конечно-начальный пункт маршрута, берем определенный промежуток времени, обычно 1 час, и смотрим, соответствует ли расписанию фактический интервал движения транспорта. Фиксируем это, и если мы видим, что это незначительное нарушение интервала (1-2 минуты) направляем обращение в транспортную компанию. Если видим, что интервал нарушается, мы туда же направляем в установленном порядке предписание, где требуем восстановить установленный интервал движения в соответствии с утвержденным расписанием. Выезжаем повторно, как правило, работают по расписанию. И так происходит периодически.
— В Махачкале 9 пассажирских транспортных перевозчиков, чья деятельность относится к категории «Пассажирские транспортные предприятия». А функции диспетчера, в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Администрации г. Махачкала, выполняет наше управление, но есть 1 нюанс: при поступлении жалоб диспетчеризация осуществляется путем выезда на место. В Махачкале проживает не менее 1 млн человек, на весь город у нас всего 5 сотрудников выполняют данную работу.
Чтобы решить эти вопросы и осуществить реальную активную диспетчеризацию, нам необходим Диспетчерский центр, над которым мы сейчас работаем. Это онлайн-центр, который будет работать по GPS-навигации. Пока эта система не налажена, и половина парка пассажирского транспорта, в частности малые классы, не оснащены.
В сентябре вступают в силу требования о правилах оснащения GPS – оборудованием пассажирского транспорта, вернее требования существуют давно, но сами правила оснащения этих транспортных средств пока не вступили в силу».
Стоячие пассажиры и кондиционеры
«По поводу стоячих пассажиров… Каждое транспортное средство имеет техническую характеристику, в том числе характеристику вместимости и по количеству стоячих мест. К примеру, в старых «ГАЗелях» стоячие пассажиры не предусмотрены, а в новых ГАЗелях «Next» характеристикой предусмотрено одно стоячее место. При нарушении правил перевозки людей предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
В настоящее время в Госдуме рассматривается вопрос о внесении изменений в статью о повышении штрафных санкций в 10 раз, то есть штраф составит 5000 рублей.
Самое большое количество жалоб поступает как раз насчет стоячих пассажиров. Мы инициируем проведение рейдовых мероприятий. Практически через день работники Управления совместно с представителями ГИБДД, ГОиЧС, Транснадзора и Роспотребнадзора выявляют недобросовестных водителей и привлекают к ответственности за правонарушения. Сейчас активно проводятся рейды по масочному режиму.
В качестве пилотного проекта мы попросили одного из перевозчиков обеспечить каждое транспортное средство кондиционером. Но из-за высокого пассажирского потока кондиционер не выполнял должную функцию. При этом сам перевозчик несет убытки. В связи с неэффективностью, кондиционирование не зарекомендовало себя», — рассказалАрсен Магомедов.
Недавние коллапсы в сфере транспорта и ЖКХ, произошедшие в Махачкале из-за обильных осадков, в очередной раз доказывают недостаточную подготовку этих сфер к погодным изменениям и подтверждают крылатое выражение «кто ездит в маршрутках, тот в цирке не смеется…»
Если взять, к примеру, другие субъекты России, мы знаем и видим, на каком уровне организованы пассажирские перевозки. Может быть, дело в субсидировании транспортных организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров как внутригородских, так и межмуниципальных?
Вопрос создания условий и обеспечения безопасности пассажиров на общественном транспорте остается открытым.
Хадижат Арчамова