Главная страница » Записи » Шаганэ Баймурзаева: «Для работы, а также выявления одаренных детей нужна тонкая совместная работа педагога, родителя и администрации»

Шаганэ Баймурзаева: «Для работы, а также выявления одаренных детей нужна тонкая совместная работа педагога, родителя и администрации»

Автор Диляра Гасанова

О методике, проектах и работе с детьми рассказала директор Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей» Шаганэ Баймурзаева.

Шаганэ Баймурзаевна, вы возглавляете Центр одаренных детей уже третий год, что за этот период сделано для учреждения?

Улучшена материально-техническая база лицея: приобретено компьютерное, спортивное оборудование, мебель для актового зала и информационно-учебная база, приобретена тест-система для лабораторных исследований по биологии, химии и физике, научно-методическая и художественная литература.

За последние 2 года трехкратно увеличилось количество призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, появились призеры заключительного этапа олимпиад, конференции «Шаг в будущее».

Лицей в прошлом учебном году выиграл грант Министерства просвещения РФ и реализовал проект «Эффективная модель методического сопровождения работы с одаренными обучающимися в образовательной организации как сетевой ресурсный центр повышения качества общего образования», благодаря которому лицей заключил в рамках проекта договоры о сотрудничестве с 25 образовательными организациями Республики Дагестан (в основном сельской местности).

В центре ежегодно проводятся собственные республиканские олимпиады по математике (Республиканская олимпиада Фибоначчи), английскому и другим учебным предметам для выявления одаренных детей со всей республики, победители и призеры олимпиады приглашаются на учебу в лицей.

Проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность как условие выявления одаренных детей» с приглашением опытных специалистов из других регионов России для обмена опытом.

Какой методики вы придерживаетесь для обучения детей?

Свою деятельность я начала с изучения опыта работы лучших лицеев для одаренных детей, в итоге я выбрала город Казань, где система образования и работы с одаренными детьми налажена на высоком уровне, мы подписали договор о сотрудничестве с Казанским лицеем № 2 для одаренных детей. Но, к сожалению, из-за эпидемиологической ситуации в стране мы не смогли тесно сотрудничать с лицеем, организовать выездные мероприятия.

Для раскрытия одаренных детей немаловажным фактором является климат школы, работа педагогов, взаимоотношения родителей с педагогами.

Как сказал Лев Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Для работы, а также выявления одаренных детей нужна тонкая совместная работа педагога, родителя и администрации. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

При этом деятельность педагогов лицея предусматривает:

  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

Какие проекты реализованы?

Мы в своей деятельности прилагаем все наши усилия для:

— совершенствования системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных обучающихся;

— проведения диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

— максимального развития способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;

— совершенствования системы дополнительного образования образовательного учреждения, слияния основного и дополнительного образования, развития проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;

— совершенствования мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;

— подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;

— совместной с родителями поддержки талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

— повышения социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.

Как сами дети относятся к тому, что, помимо школьной программы, им предоставляется возможность реализовать себя в различных проектах?

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта,что современные дети должны знать и уметь намного больше,чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Суть проектной деятельности заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями.

Как вы считаете, влияет ли атмосфера в лицее на качество образования?

Дети учатся лучше, если им в школе уютно и комфортно, а психологический климат можно назвать благоприятным. Мне кажется школьный климат имеет огромную роль в учебных достижениях школьников. Под школьным климатом подразумевается целый комплекс параметров. Среди них – стиль общения между детьми и педагогами, отношение учеников к школе, удовлетворенность учителей своей работой и их ожидания относительно успехов обучаемых. Для меня лицей как родной дом.

Недавно создан попечительский совет, что это такое и как он будет работать?

Как следует из названия этого общественного объединения, его основная функция – попечение, то есть обеспечение образовательного процесса дополнительными ресурсами, привлечение и распределение этих ресурсов и средств.

Я думаю, что создание попечительского совета лицея ускорит и улучшит материально-техническую базу; оперативное решение финансовых, материально-технических вопросов для обеспечения качества образовательного процесса и эффективности финансово-хозяйственной деятельности; защиту прав и интересов всех участников образовательного процесса; развитие системы самоуправления.

Какие планы у центра в дальнейшем?

— Развитие Олимпиадного движения является главной задачей республиканского лицея, внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий, создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.

You may also like