Проблема утилизации мусора в Дагестане стала чуть ли не самой популярной темой для обсуждения в средствах массовой информации за последние полгода. Экологическая ситуация в регионе ухудшалась из года в год и достигла критической отметки. Переполненные полигоны, незаконные свалки, стихийное сжигание отходов и многое другое сильно ухудшили обстановку. Это грозит большими последствиями в ближайшем будущем, поэтому требуются решительные и эффективные действия.
Правительство Дагестана запланировало строительство мусоросортировочных станций для последующего рециклинга. То есть через сортировку создать рынок вторичного сырья и обеспечить его переработку здесь же, в Дагестане, а оставшийся мусор захоранивать на новых полигонах.
Как поделился в беседе с корреспондентом «Мирмола» Государственный советник ГГС РД I класса Арслан Дыдымов, который на протяжении десяти лет занимал руководящие должности в Министерстве природных ресурсов и экологии Дагестана, раздельный сбор отходов с глубокой переработкой для получения вторичного сырья является правильным подходом, однако на это могут уйти годы.
«Это очень долгий и кропотливый процесс, связанный с изменением сознания людей. Другая ментальность, культура, мышление и выстраивание приоритетов. А попытка сделать это рывком ни к чему хорошему не приведет, и все может закончиться очередным мусорным коллапсом», – уверен он.
Дыдымов предлагает другой, более эффективный, по его мнению, и менее затратный подход, который сделает систему управления отходами производства и потребления правильной, логичной, прозрачной, а самое главное, решит проблему обеспечения экологической безопасности республики на десятилетия вперед. Это строительство мусоросжигательного комплекса.
По его словам, без процесса мусоросжигания Дагестан рискует в ближайшем будущем превратиться в сплошную свалку.
«Процесс глубокой переработки хотя бы до 50% у нас появится очень нескоро. А мусор у нас и так горит и будет гореть летом в Талгах и на других свалках, совершенно бесполезно и с огромным ущербом для окружающей среды», – подчеркивает эксперт.
К тому же, все его предложения основываются на действующем законодательстве, экономической выгоде, практичности и пользе для экологии Дагестана, а стало быть, и для всего населения республики.
«Принципиальная разница в подходах заключается в том, что в этом случае в Дагестане практически не нужны будут полигоны. В этой схеме, по большому счёту, нечего захоранивать. Мы получаем высвобождение более 500 га земли, а если учесть и все стихийные свалки, то гораздо больше, которые необходимо будет в первоочередном порядке рекультивировать и вернуть к жизни. А весь не утилизируемый мусор сжигают на мусоросжигательном комплексе, получая при этом тепловую и электрическую энергию. Причем, сортировка мусора и его переработка производится на этом же комплексе. На подобных комплексах утилизируют, отправляя на переработку как вторичное сырье порядка 40% отходов от общего объема мусора», — поясняет Арслан Дыдымов.
Такая технология хороша тем, что позволяет принимать несортированные отходы и обеспечивать их достаточно глубокую переработку непосредственно в рамках единого комплекса. Оставшийся объем сжигают, получая при этом тепло и электроэнергию.
По мнению автора идеи, это одна из главных задач, которую необходимо решить руководству региона, прежде чем сделать упор на развитие в Дагестане туритско-рекреационного комплекса, а также производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
«Как это сделать? Ну, во-первых, надо составить грамотное техническое задание, в котором будет чётко изложено на основе правильных расчётов, какое количество мусора образуется в республике, на какое количество тепловой и электрической энергии, вырабатываемой МСК, регион рассчитывает, а главное способен приобретать и оплачивать. На какую ценовую политику по этим ресурсам мы ориентируемся.
Техзадание – это весьма важный документ для серьёзного инвестора, способного вложить собственные средства в проект. Поэтому к его подготовке надо отнестись со всей ответственностью.
Во-вторых, необходимо найти инвестора. Республика не потянет такой проект. А где его искать? У нас в стране вряд ли найдутся ответственные компании, которые в оговоренные сроки, в строгом соответствии с наилучшими существующими технологиями смогут построить и запустить в эксплуатацию такой объект. Шведские, серьёзные компании с Британских островов (привет санкционной Европе), являющиеся по существу родоначальниками применения метода извлечения прибыли из мусора, могли бы, но вряд ли согласятся на серьёзные инвестиции на Северном Кавказе. Но вот предприимчивых и рисковых инвесторов, представляющих бурно прогрессирующую и перегретую китайскую экономику, которые быстро перенимают передовой опыт, можно смело привлечь к этому проекту. Кстати, китайцы самые вероятные кандидаты среди всех перечисленных, способные реализовать этот проект на условиях, приемлемых для нас.
Какие это условия? Они строят нам комплекс под ключ за счёт собственных инвестиций и эксплуатируют его определённый срок. Мы платим им за сжигаемый мусор. Кроме того, инвестор получает прибыль от реализации тепла и электроэнергии, а также от переработанного и полученного вторичного сырья.
Сроки с объёмами возврата инвестиций и извлечением прибыли – это тема серьёзных переговоров со множеством вариантов выбора. Срок строительства такого типа мусоросжигательного комплекса порядка 18-20 месяцев.
Приблизительная стоимость МСК мощностью переработки 600-800 тысяч тонн мусора в год 10-18 млрд рублей, в зависимости от параметров технического задания.
Сколько лет необходимо будет инвесторам эксплуатировать свой комплекс, это предмет соглашения на основе экономических расчётов стоимости сжигания 1 тонны мусора, тарифов на вырабатываемые тепло и электроэнергию, а также стоимости получаемого вторичного сырья, о которых было сказано выше.
Но главное преимущество в том, что при определённых условиях договора с инвестором, появится возможность применения гибкой тарифной политики на вырабатываемую электрическую и тепловую энергии.
Официальные представители китайских компаний в России, работающие на основе инновационных технологий в сфере обращения с ТКО, убеждают, что реализация такого проекта в Дагестане, на обсуждаемых условиях, вполне реальна. Кроме того, они выразили готовность к встрече и предметному разговору с руководством республики, здесь, в Махачкале», — рассказывает Арслан Дыдымов.
Для реализации представленного проекта нет никаких преград и с правовой точки зрения, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления», в статье 24.6, которого регламентирована деятельность региональных операторов, определяемая региональным законодательством. Так что, использовать такой вид аутсорсинга ничто не мешает.
Здесь не приходится изобретать велосипед, всё уже давно придумано и успешно работает десятилетия. Мусор со всей республики свозится в одно место, максимально сортируется и затем сжигается. К тому же на всю республику достаточно одного комплекса мощностью 600-800 тысяч тонн сжигаемого мусора в год.
Что же касается расположения такого объекта, по мнению автора, самым оптимальным вариантом для строительства комплекса является инвестиционная площадка «Тюбе». Такая геолокация выгодна географически – это практически равноудалённый от границ республики центр.
Площадка даёт возможность построить мусоросжигательный завод в отдалении от жилых построек, с учётом розы ветров, принимая во внимание, что это единый комплекс с базой накопления, сортировкой и переработкой. И главное условие – это соблюдение всех установленных санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил.
«Надо также отметить ещё один положительный аспект рассматриваемого месторасположения МСК, связанного с возможностью обойти проблему включения в оптовый рынок электромощностей вырабатываемую на МСК электроэнергию. То есть, появится возможность заключения прямых договоров предприятиям-потребителям с учётом преференций, о которых уже было упомянуто.
На мой взгляд, было бы правильным, скоррелировать реализацию данного концепта с использованием возможностей, заложенных в Национальном проекте “Экология” и Государственной программе РФ “Охрана окружающей среды” (подпрограмма “Приоритетный проект “Чистая страна”), по которым Минприроды РД никак не может актуализировать и представить в надлежащем виде необходимые данные. Меняются кураторы, руководители и администраторы проекта, неизменным остаётся отсутствие результата. В то время как эти средства очень востребованы для наведения порядка на уровне МО республики», — уточняет специалист.
Еще один плюс такого комплекса в том, что муниципальным образованиям не надо будет выделять земельные участки для создания зон временного хранения. Вполне достаточно огороженной площадки 50х30 метров для пункта перегрузки собранного мусора на транспортный мусоровоз.
К примеру, в Кизилюртовском районе, в сутки образуется порядка 70 куб. м. отходов. Это один рейс транспортного мусоровоза на МСК. Простые расчёты количественных показателей образования отходов покажут, какое количество транспортных мусоровозов увеличенной ёмкости необходимо будет приобрести Правительству РД для муниципальных образований республики, исключив Махачкалу, Каспийск и Карабудахкентский район. Приобретённая техника затем может быть передана в лизинг МО, которые смогут её предоставлять действующим операторам.
Дыдымов предлагает задуматься, что дешевле и выгоднее? Гонять все мусоровозы в Кизляр или Избербаш на так называемые полигоны, или одним рейсом, на примере Кизилюртовского района, вывезти весь мусор с подведомственной территории?
Сбор и вывоз мусора на МСК – это не такая сложная задача, чтобы не найти желающих заменить нерадивых исполнителей. Можно даже заранее создать перспективный резерв из желающих и располагающих определёнными возможностями субъектов хозяйственной деятельности. Главное чётко мониторить процесс и своевременно принимать необходимые решения.
Такой мусоросжигательный комплекс с высокой степенью экологической защиты может безопасно функционировать 40-45 лет. Это время автор проекта предлагает посвятить формированию у населения новых навыков в области охраны окружающей среды, гражданской ответственности, понимания общей ответственности за экологическую ситуацию в родном регионе. За этот период необходимо помочь населению пройти эволюцию сознания от его сегодняшнего состояния: «мусор не моя проблема – моё дело выбросить его в контейнер», до глубокого осознания и погружения в понимания рециклинга, как главного механизма эколого-экономической стабильности развития Дагестана, переход к его устойчивым формам.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в пункте 7, сказано: «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: а) достижение следующих целей и целевых показателей: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов».
Как отметил Арслан Дыдымов, предложенная концепция, это путь на определённом этапе которого, должна сложиться совершенно иная экологическая ситуация в республике. И его надо пройти, если мы видим перспективы развития Дагестана в парадигме, декларируемой руководством региона.
Мы также поговорили с экологом из Республики Ингушетия, директором экологического центра СКФО «Зелёный полумесяц», руководителем Всероссийского движения «Волонтеры экологи», Адамом Калиматовым и узнали, что он думает по этому вопросу.
По словам собеседника, экологической ситуацией Дагестана обеспокоены не только региональные власти, сохранение уникальной флоры и фауны, которая располагается на такой маленькой и компактной территории является задачей планетарного масштаба.
«Дагестан является одним из уникальнейших регионов нашей страны, жемчужиной Северного Кавказа. Экологическая ситуация в республике беспокоит нас всех. В сети интернет распространяется очень большое количество видеороликов с мусорными холмами или летающими пакетами в регионе.
Одним из источников этой проблемы являются именно бытовые отходы, поэтому в первую очередь необходимо разбираться с тем потоком ТБО, которое неконтролируемо выливается в окружающую среду», — отметил собеседник.
По мнению эколога, существует несколько подходов к решению этого вопроса.
Первый – это, конечно же, захоронение. Твердый мусор вывозится на подготовленные для этого территории или несанкционированные свалки, а когда набирается определённое количество отходов, свалку засыпают сверху грунтом и так может продолжаться до «бесконечности». Через этот этап прошли все страны.
Среди недостатков такого метода числится не только негативное влияние на окружающую среду ядовитых выбросов, которые формируются при разложении мусора, но и территориальная проблема — мусора становится все больше а масштабы свалок неуклонно продолжают расширяться.
После периода «эволюции захоронения» государство перешло на второй этап — это либо первичная сортировка и переработка с последующим получением товаров для обихода, либо первичная сортировка и сжигание.
Первый подход предполагает основополагающее значение в системе экологии – рециклинг мусора. Большая часть ТБО может быть пригодна для последующей переработки в 3, 4, и 6 виды продуктов.
«К примеру, обычная бумага может быть переработана до 50 раз, пластик — до 25 раз, не говоря уже об алюминии, стекле и тд. Исходя из этого, можно заявить, что строительство мусороперерабатывающих заводов является эволюционным, правильным и долгосрочным направлением.
Инвестиционные потоки, которые мы получаем в рамках национального проекта «Экология» являются уникальным шансом для многих регионов. Мы должны очень внимательно и ответственно подойти к вопросу строительства мусороперерабатывающих заводов, потому что неизвестно будет ли представлена такая возможность в будущем.
Вопрос о строительстве мусоросортировочных комплексов именно в формате первичной сортировки и дальнейшей переработки отходов в 3, 4 и 6 виды продуктов является эволюционным и правильным решением, которое принимают многие развитые государства», — подчеркнул Калиматов.
Принцип мусоросжигания заключается в том, что твердые бытовые отходы проходят первичную сортировку, затем часть сырья отправляется на переработку, а остальное сжигается. Такой процесс утилизации отходов, как уже было сказано выше, одновременно используется для выработки тепла и электроэнергии.
Адам Калиматов считает, что такая технология изначально является тупиковой.
«Объясню почему. Рано или поздно, когда производственные мощности мусоросжигательного комплекса будут поглощены и удовлетворены нашими полигонами, возникнет проблема нехватки мусора. Комплексу нужен определенный объём сырья, чтобы он мог вырабатывать необходимое количество электроэнергии. Для того чтобы поддерживать этот уровень выработки электроэнергии необходимо будет завозить мусор из других регионов.
Такая практика в истории уже встречается. Та же самая Швейцария, которой удалось добиться минимальной оплаты за потребление электроэнергии. Однако они не предусмотрели, что сырье может закончиться и теперь им приходится закупать мусор у других государств, для того, чтобы восполнить уровень необходимого для завода сырья.
Это является ключевым отличием от первого подхода — перерождения мусора в иные виды товара.
Второе, что самое важное, те отходы, которые могли бы быть переработаны в другие товары, изначально губятся. Мы просто не получаем тот продукт, который могли бы использовать в обиходе», — разъяснил специалист.
Калиматов подметил, что у Дагестана имеется ряд альтернативных источников энергии — это солнечная энергия, энергия волн и ветрогенераторы, которые вполне успешно могут быть установлены на побережье Каспийского моря:
«У Дагестана целый ряд колоссальных преимуществ перед другими регионами Северного Кавказа. Расположение республики на побережье моря уже является очень успешным проектом по выработке электроэнергии.
Я не вижу ни одного довода, чтобы в вопросе строительства мусороперерабатывающего завода или мусоросжигательного комплекса, выбор пал на второй вариант».
МСК нуждается в сверхчувствительных фильтрах для очистки дымовых газов, так как при сжигании мусора выделяется огромное количество вредных веществ – фуранов, диоксинов, углекислого газа и других тяжелых металлов. Приобретение таких приспособлений может оказаться неподъемным для экономики региона.
Также опасной считается тяжелая зола, образующаяся после сжигания мусора.
В том или ином случае необходимо формировать правильную экологическую культуру и личную ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды.
«К сожалению, у населения отсутствует какое-либо эко-просвещение и это приводит к тому, что в ТБО попадают батарейки, ртутные лампы, градусники и другие опасные предметы. Сжигание всего этого является вершиной айсберга.
Выбирая вариант с мусоросжиганием, мы изначально формируем пассивную беспомощность у нашего населения. Казалось бы “какая разница, как сортировать мусор, если в последующем все сжигается”. Люди перестают испытывать ответственность за сохранение окружающей среды, что чревато снижением необходимого уровня любви и патриотизма к своей родине», — заключил собеседник.
Comments are closed.