Главная страница » Записи » Топливные войны в Дагестане

Топливные войны в Дагестане

Автор Имя Фамилия

Сжиженный газ является основным видом топлива для подавляющего большинства автолюбителей из Дагестана. И именно колебания в его цене наиболее болезненно отражаются на водителях, что влечет за собой массовые недовольства и забастовки. Аналогичная ситуация происходит и сейчас, когда цена на этот вид топлива вновь поползла вверх.

Журналист Исрафил Исрафилов попробовал разобраться в ситуации и узнал, как кулуарно регулируются сложные отношения на топливном рынке, от чего зависит цена и может ли она быть низкой всегда?

Газовые войны

В последнюю неделю только самый невнимательный дагестанский автолюбитель не увидел в соцсетях массовой истерии по поводу роста цен на газовое топливо. Все началось с Хасавюрта, где за один день, 25 мая, цена за литр газового топлива для автомобилей поднялась сразу на 3 рубля. Несмотря на то, что топливо в Дагестане и, в частности, в Хасавюрте все равно остается одним из самых дешевых в стране, автолюбители с таким положением дел не согласились. Ведь зачем платить больше, когда можно отвоевать два или три рубля, оставшихся в кармане?

Пикантности в данную ситуацию добавляет аудиозапись, которая была распространена в соцсетях. На ней якобы один из бизнесменов предлагает заправщикам вместе поднять цену, на что получает решительный отказ другого участника рынка. Последний, на радость обычным водителям, аргументирует свое решение тем, что «ему хватает и трех рублей с литра в кармане». Собственно, именно это стало причиной недовольства водителей.

Интересно, что, проводя расследование, мы пытались найти человека, оказавшего сопротивление данному решению, однако сделать этого нам так и не удалось. Более того, никто из опрошенных нами представителей АЗС не смог подтвердить правдоподобность второй аудиозаписи, 6 из 8 представителей вовсе назвали это запуском с целью «наехать» на заправщиков. При этом в эмоциональном разговоре с журналистом заправщики выразили готовность документально доказать обоснованность нынешней цены на топливо.

Мы, в свою очередь, попробуем выяснить, является ли выросшая, но при этом самая низкая по стране цена на газовое топливо в Дагестане обоснованной? А также узнаем, как регулируются сложные отношения на топливном рынке Дагестана, что стало причиной недовольства людей, кто и как договаривается о ценах на топливо и можно ли с этим что-то сделать?

Все началось с… Яндекса

Как это ни странно, причиной нынешнего мини-коллапса на рынке топлива стали новые технологии, с которыми успели подружиться не все дагестанские заправщики. Изначально, когда цена на газовое топливо в республике варьировалась в пределах от 17 до 19 рублей, все участники рынка считали ее достаточно обоснованной и выгодной для дальнейшей работы, но одному из них не понравилось сотрудничество других с сервисом Яндекс.Заправки.

Сервис этот, к слову, – достаточно удобная штука, он позволяет пользующимся им водителям получить скидку в 1 рубль на определенное количество заправленного топлива. Но сотрудничают с этим сервисом не все АЗС, и те, кто с технологиями дружит не очень хорошо, вдруг решили, что их таким образом хотят «наколоть».

Объясняем: скидка в 1 рубль, которую, к слову, предоставляет сам Яндекс, а не работающие с ним АЗС, не очень понравилась более «древним» воротилам рынка, и те вдруг решили, что сотрудничающие с сервисом заправщики получают конкурентное преимущество. Немного отойдя от темы, хотим отметить, что вопреки распространенному в народе мнению о том, что цену на рынке диктуют крупные игроки, сами заправщики говорят об обратном. Сейчас, по словам большинства опрошенных предпринимателей, свои условия ставят именно мелкие игроки, которые, объединившись в условный конгломерат, частенько выражают недовольство действиями более развитых в технологическом плане игроков.

Поговаривают, иногда даже доходит до того, что мелкие игроки требуют от крупных сетевиков отменить на своих АЗС оплату топлива банковскими картами, так как это, по их мнению, ведет к нечестной конкуренции. В противном случае, отмечают опрошенные, мелкие игроки то и дело обещают обвалить цены на рынке и вытеснить своих более высокотехнологичных конкурентов.

Вернемся к теме. Итогом войны из-за сервиса Яндекс.Заправки стало решение одного из этих самых «древних» заправщиков начать ценовую войну, в которой никто из упрямых бизнесменов уступать не захотел.

«Все началось с Хасавюрта, он потащил за собой города по трассе южнее – Кизилюрт, Махачкалу, Избербаш. Так до самого Дербента докатились», – рассказал один из сотрудников сетевой АЗС в Дагестане.

Однако позже, после условного месяца торговли в ноль, (а цена в 14-15 рублей, по словам представителей АЗС, является именно торговлей без прибыли), заправщики решили, что пора мириться, иначе дело дойдет до массового банкротства. Процесс примирения, как и ссоры, состоялся в Хасавюрте.

Но один из осведомленных источников рассказал нам, что мириться на этом собрании никто даже не собирался. Все участники этой встречи были настроены воинственно. Что случилось в итоге? Мы, признаемся, так и не узнали, однако факт в том, что аудиозапись, распространенная в сети, стала следствием именно этой встречи, на которой помирились поссорившиеся до этого представители АЗС.

А теперь к цене

Но что нам, обычным водителям, все эти стычки между владельцами топливного рынка? Пусть ругаются, даже дерутся и бьют друг друга. Главное, чтобы топливо продавали подешевле. Ведь так?

Но факт в том, что по состоянию на 28 мая цена на газовое топливо в Дагестане даже с учетом 3-рублевого повышения остается одной из самых низких по ЮФО и СКФО. Например, в Краснодарском крае цена на СУГ варьируется в диапазоне от 22 до 25 рублей за литр, в Ставропольском крае – от 21 до 23 рублей, в Чеченской Республике – от 17 до 20 рублей за литр, в то время как в Дагестане – от 14 до 17 рублей за литр газового топлива. И многочисленные утверждения автолюбителей о том, что литр газа заправщикам при оптовых закупках обходится в 9-10 рублей не совсем верны. Попробуем разобраться в сути дела.

В настоящее время биржевая цена на СУГ варьируется в промежутке между 18 и 19,5 тысячи рублей за тонну газового топлива, что в пересчете на привычные для простых обывателей литры составляет 11 рублей за литр топлива, далее добавляются накладные расходы 3-4 рубля. Рассмотрим подробнее, из чего они состоят.

Дальше идут сопутствующие потери в ходе транспортировки железной дорогой. Вот одна из них: газовое топливо имеет свойство конденсироваться, и пока оно доедет от завода-изготовителя до станции в условной Махачкале, каждый из вагонов потеряет до 500 кг топлива в виде конденсата, который затем придется просто слить. Но ведь это еще не все. В гневных комментариях водителей не учитываются затраты на доставку топлива до Дагестана, а затем до места розничной продажи, налоги (налоговая нагрузка, по словам бизнесменов, занимает свыше 2% от стоимости каждого проданного литра топлива), лицензии, проверку оборудования, зарплаты сотрудникам и много всего. Дорожащие своим именем владельцы АЗС также уделяют большое внимание безопасности, выделяя немалые средства для покупки противопожарного оборудования.

А ведь нельзя забывать и о сезонности продажи топлива, равно как и о марже заправщиков, ведь ни один бизнесмен не станет торговать топливом без выгоды. Согласитесь, в этом мы, обычные работяги, очень похожи на бизнесменов. Кто из нас захочет работать, не извлекая из своей деятельности прибыли..?

Ценовой сговор. Есть ли он на рынке?

Точного ответа на этот вопрос не смогут дать даже сами представители АЗС, потому что сейчас на рынке топлива существует определенное содружество предпринимателей. Но называть это сговором эксперты, опрошенные нами, отказались. Во всех сферах бизнеса существуют различные ассоциации, занимающиеся консультациями и обсуждением различных вопросов, связанных с этим самым бизнесом. Естественно, при этом бизнесмены могут обсуждать и цену на свой товар.

Но существующая сейчас в Дагестане система регулированием цен, тем более силовым, не занимается. Все это носит, если можно так сказать, рекомендательный характер и разнос цен на АЗС в Махачкале подтверждает слова опрошенных нами людей. Так, на различных станциях цена на топливо может отличаться на 2, а то и на 3 рубля за литр. Кстати, мы обратили внимание на то, что цена выше на сетевых заправках, но тут обязывает сервис, который предоставляют эти самые сетевики и игнорируют заправки-одиночки. Поэтому каждый водитель решает сам, хочет он платить за качество и сервис, или нет.

Возвращаясь к теме, отметим, сейчас доподлинно известно, что в содружество объединено менее 10% топливных игроков, которые занимаются консультациями, чтобы не вредить друг другу.

Комментируя это, один из экономических обозревателей республики, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что о подобном содружестве предпринимателей знают все участники рынка и даже власти.

«В Дагестане только по официальным данным насчитывается более 800 заправочных станций. Все они разные, имеют разные возможности по качеству топлива, сервиса. АЗС-одиночка, поставившая один заправочный пистолет, может продавать газ за условные 14 рублей за литр, когда крупная сетевая заправка, которая заботится о своем имени, везет куда более качественное топливо и продает его уже за 17 рублей. В итоге, практически любой человек сможет открыть заправку, начать продавать топливо, демпингуя цены, а мы, соответственно, потеряем игроков, продающих качественное топливо, оставшись наедине с дешевым, но очень некачественным топливом. Нужно ли нам такое содружество заправщиков? Я считаю, что да, ведь государство, к сожалению, не предлагает другого механизма сотрудничества между АЗС, а сами АЗС просто выбирают меньшее из зол», отметил эксперт, добавив, что таким образом, власти получают более удобного партнера, который, находясь на виду у всех, соблюдает правила рынка и более охотно платит налоги.

«Делая выбор между крупными игроками и бизнесменами-одиночками, работающими в серой зоне, государство, естественно выбирает первых, которые не пытаются, например, скрыть реальную численность доходов, платят налоги, соблюдают трудовое законодательство, подчиняются требованиям о соблюдении безопасности на АЗС», считает эксперт.

Что по итогу?

Как бы мы того не хотели, нам приходится жить в условиях рыночных отношений. И повышение цены, которое произошло сначала в Хасавюрте, а затем дошло и до Махачкалы, говорит о том, что это не сговор, а вынужденная мера владельцев АЗС и самое настоящее проявление рыночных отношений, в которых цена не зависит от желания простых людей или чиновников. Она не зависит даже от желания тех, кто это топливо продает, а диктуется только краткосрочными условиями рынка.

Что касается нынешней ситуации, то она, как мы выяснили по итогам этого расследования, стала следствием элементарной обиды одного из участников рынка, который, обвинив коллег в недобросовестной конкуренции, решил обвалить цены, потащив за собой все АЗС региона. Поэтому правильнее текущую ситуацию понимать не как «повышение», а как возврат к предыдущей – справедливой цене на топливо.

А желание автолюбителей покупать газ дешевле — вполне реализуемо. Только каждый из водителей должен понимать, что в случае повсеместного распространения дешевого топлива без экономических на то предпосылок, мы получим некачественный выхлоп, за который в итоге придется платить нам самим.

 

Автор: Исрафил Исрафилов

You may also like