Главная страница » Записи » Смертная казнь не поможет: как борются с коррупцией в других странах и почему России надо искать свой путь

Смертная казнь не поможет: как борются с коррупцией в других странах и почему России надо искать свой путь

Автор Мария Ибрагимова

В России более 35 тысяч коррупционных преступлений выявлено за предыдущие двенадцать месяцев. Это абсолютный рекорд за последние восемь лет.

Такие данные предоставляет МВД РФ в своем сборнике «О состоянии преступности в России за январь — декабрь 2021 года».

Если говорить об общемировой статистике, то на основании так называемого «Индекса восприятия коррупции» наша страна попала в топ самых коррумпированных стран, наряду с Мали, Либерией и Анголой. Из 180 стран списка Россия занимает 136-е место.

Лидируют в этом рейтинге Дания, Новая Зеландия, Финляндия и Швеция.

На первый взгляд, не последнюю роль тут играет уровень жизни в ведущих странах, однако стоит учитывать политику «абсолютной нетерпимости» коррупции, которую в них продвигают, и другие методы, используемые в этих государствах.

Круче полиции

На территории Новой Зеландии, которая попеременно занимает то первое, то второе место в рейтинге, действует управление по борьбе с коррупцией The Serious Fraud Office.

Организация появилась в Великобритании в 1987 году, а в 1990-ом открыла свое представительство в Новой Зеландии.

Стоит сказать, что SFO играет большую роль в борьбе с новозеландской коррупцией. И это вполне оправдано, ведь организация наделена действительно огромными полномочиями.

Для примера, SFO вправе потребовать у абсолютно любых лиц и организаций любые документы и сведения, в том числе конфиденциальные, если это поможет расследованию.

Наверняка все слышали в фильмах знаменитую фразу «Вы имеете право хранить молчание»? Так вот, в случае с подозреваемыми SFO это юридическое требование, именуемое «правилом Миранды», не работает. Свидетелей также могут обязать отвечать на вопросы принудительно.

При этом организация не играет в шпионские игры. SFO имеет официальный сайт с подробной информацией о своей деятельности. А сообщить им о мошенничестве более чем легко. Вы можете беспрепятственно оставить заявку на сайте ведомства.

Единственное, вас перед этим попросят ознакомиться с информацией о том, чем организация не занимается. Видимо, это должно работать в качестве фильтра от пустяковых жалоб.

Интересно, что при рассмотрении вопроса о санкционировании расследования учитывается не только фактический, но и предполагаемый ущерб, который может быть причинен стране или ее репутации. То есть организация может действовать и на опережение. По сути, полномочия SFO шире полномочий полиции.

Одним из громких дел антикоррупционной организации стало обвинение пяти сотрудников крупнейшей новозеландской финансовой компании South Canterbury Finance в 2011 году. Им было выдвинуто двадцать одно обвинение, связанное с предположительным мошенничеством. Среди причин и отказ от предоставления информации о нескольких ссудах на крупную сумму.

В итоге подтвердилась вина только одного подозреваемого по пяти предъявленным обвинениям.

В России делами, связанными с коррупцией, занимаются органы госбезопасности, прокуратуры, внутренних дел и даже таможенной службы. И, по мнению политолога Ханжана Курбанова, их нам вполне достаточно. А вот опыт SFO нашей стране перенимать не стоит.

«При использовании опыта европейских стран надо учитывать нашу специфику. В России работают совершенно иные концепции. Новозеландский опыт нам не пригодится. У нас совсем другая культура и ментальность. До сих пор актуальны клановость, патернализм, натуральный тип политической культуры. Поэтому структуры наподобие SFO нам не помогут. Другой вопрос – почему не работают существующие у нас органы для борьбы с коррупцией. Если вспомнить советский период, тогда один милиционер мог в районе с многотысячным населением контролировать все виды преступности, в том числе и коррупцию. Сейчас мы создали массивную правоохранительную систему, но она, увы, не работает на минимизацию коррупции. По моему мнению, больший эффект принесли бы такие действия, как повышение оклада зарплат и мотивационной составляющей, а также усиление наказания за коррупционные преступления. В частности, в сферах образования, медицины, деятельности судов», – считает он.

Киргизский пряник

Если Новая Зеландия занимает лидирующие позиции не первый год, то есть страны, которые поднялись в рейтинге только за последние десять лет.

В их числе и Киргизия. Несмотря на то, что республика все еще входит в список самых коррумпированных стран (144 место), «Индекс восприятия коррупции» в ней изменился за этот период с 17 до 27.

Возможно, повлияли на это протесты в октябре 2020 года, которые привели к отставке президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова.

По данным Global Corruption Barometer, жители страны были недовольны антикоррупционной политикой прежнего правительства.

В прошлом году власти Киргизии одобрили введение денежного вознаграждения за сообщение о коррупционном правонарушении.

При этом сумма выплаты не фиксирована. Она составит 10% от возмещенной суммы, поступившей в государственную казну, если имеется приговор суда, не подлежащий обжалованию.

Такое нововведение стало частью Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

Эта программа поддерживает антикоррупционные реформы в ряде стран Восточной Европы и Центральной Азии, в том числе и в Киргизии.

По опыту СССР можно сказать, что система массового доносительства ни к чему хорошему привести не может.

К тому же уже есть упоминания о том, когда этот метод сработал не так, как ожидалось. В местном СМИ рассказывалось о том, как активисты, желающие вывести на чистую воду директора кладбища, торгующего местами для могил, в итоге сами оказались оштрафованы. Суд мотивировал свое решение тем, что активист не смог доказать своих слов.

В план действий по борьбе с коррупцией вошло также создание Антикоррупционного делового совета при новом президенте, который будет курировать по большей части сферу бизнеса.

Из нововведений можно отметить и то, что с ноября 2021 года расследованием всех дел коррупционного характера в стране будет заниматься Следственное управление Генеральной прокуратуры КР.

При отборе сотрудников ждет диагностика на полиграфе и психологический тест на устойчивость к взяточничеству.

Насколько эффективны будут такие методы, покажет время.

Китайский кнут

Самым суровым антикоррупционным законодательством отличается Китай. За такое правонарушение в стране в ряде случаев полагается смертная казнь, которую иногда заменяют пожизненным заключением. По мнению местных властей, это наверняка должно было помочь побороть кумовство и взяточничество на всех уровнях.

Об этом заявил еще в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин, озвучив свой знаменитый лозунг о необходимости «Бить и тигров, и мух».

Если до 2016 года было не совсем ясно, сколько надо украсть, чтобы тебя приговорили к смертной казни (использовались понятия «большая сумма» и «очень большая сумма»), то после власти Поднебесной ввели минимальную сумму взятки, за которую провинившегося может ждать смерть – это 3 млн юаней (на сегодня порядка 36 млн рублей).

Примечательно, что к ответственности может быть привлечен не только коррупционер, но и его сотрудник или даже член его семьи, если выяснится, что тот знал о преступлении, но не сообщил о нем.

На первый взгляд, такой метод борьбы со взяточничеством должен оказаться самым действенным. Наверняка так считают многие. Подтверждают этот факт и результаты опроса, который мы запустили в телеграм-канале «Мирмола». Интересно, что 41% опрошенных проголосовали именно за смертную казнь, как за механизм, способный победить коррупцию в нашей стране. Однако в Китае она не доказала своей эффективности.

Парадоксально, но страна занимает 66-е место в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции. Более того, с 2012 года в Китае более 7,9 тысячи сотрудников, занимающихся коррупционными преступлениями, и даже руководители этих ведомств сами были наказаны за взяточничество.

Так, 5 ноября 2021 года бывший замглавы Министерства общественной безопасности КНР Сунь Лицзюнь был арестован по обвинению в коррупции.

Аналогичный случай произошел и в 2013 году, когда экс-руководитель этого же министерства оказался в центре коррупционного скандала. О его масштабах может говорить тот факт, что у фигурантов дела было конфисковано 300 квартир и 60 машин. В 2015 году Лицзюнь был приговорен к пожизненному заключению.

На сегодняшний день точные данные о количестве смертных казней в Китае засекречены, однако они периодически транслируются по местному телевидению.

Среди последних – казнь по обвинению в коррупции Лай Сяомина, экс-председателя совета директоров госкомпании по управлению активами China Huarong Asset Management Co.

Несмотря на такие жесткие методы, по данным Global Corruption Barometer, 73% респондентов считают, что за последние три года число коррупционных преступлений в Китае увеличилось.

По мнению кандидата политических наук, политолога Станислава Мясникова, коррупция в Китае не искореняется до конца, она лишь частично ослабляется, но продолжает существовать.

«Ученые разделяют верховную власть Китая на две группировки: дети высокопоставленных чиновников, которые занимают государственные посты; силовики, которые держатся у власти уже давно. Таким образом, ротация кадров осуществляется в мелких государственных структурах, сама же верховная власть достаточно перманента по своему составу. На должности назначаются дети, племянники, существуют связи власти и бизнеса через родственные линии и дружественные отношения», – отметил Мясников.

Говоря о применении в России такого метода борьбы с коррупцией, как смертная казнь, политолог подчеркивает ее неприемлемость:

«Россия является членом Совета Европы, подписантом международных правовых договоров о соблюдении прав человека, ограничивающих право страны на смертную казнь, в то же время снятие моратория на смертную казнь приведет к цепной реакции и пересмотру наказаний по другим уголовным статьям. Смертная казнь показала себя не как самый эффективный метод борьбы с коррупцией в Китае – эксперты считают, что 17% китайского ВВП теряется из-за действий коррупционеров, поэтому скорее нужно в большей степени развивать антикоррупционное просвещение, начиная со школы, и делать систему доходов чиновников более транспарентной».

Веселое решение невеселых проблем

В попытке задушить гидру коррупции некоторые страны прибегают и к нестандартным решениям.

Например, в Испании взяточников решили высмеивать при помощи так называемых коррупционных туров. Инициатором выступила политическая партия Podemos. Всем желающим предлагалось бесплатно проехать на автобусе мимо мест, связанных с коррупционной деятельностью чиновников. Экскурсовод в это время подробно рассказывал, как и в каком размере «проворовался» человек.

Толчком к запуску такой акции послужило несколько громких коррупционных дел, следовавших друг за другом в 2017 году. Одно из них касалось премьер-министра страны Мариано Рахоя, а другое экс-главы автономного сообщества Мадрид Игнасио Гонсалеса, который был арестован после антикоррупционного рейда.

Возможно, такой метод дает свои результаты, ведь Испания занимает 34-е место в рейтинге коррумпированности стран.

Антикоррупционные туры есть и в Чехии, но уже не по инициативе правительства, а местного режиссера Петра Шоурека. Сценарист посчитал, что в СМИ недостаточно освещены коррупционные преступления, и решил рассказывать о них по-своему. Тур функционирует по испанскому аналогу, только экскурсовод рассказывает о коррупционерах в стиле National Geographic.

«Если кто-то наблюдает за птицами, то почему бы не наблюдать за такими прекрасными и удивительными созданиями природы, как коррупционеры?», – считает Шоурек.

Интересно, что по заверению режиссера, их «объекты наблюдения» еще ни разу не подавали каких-либо жалоб и не пытались остановить такие туры. При этом Чехия занимает 49-е место рейтинга.

В Армении к борьбе с коррупцией подключилась игровая индустрия. Центр креативных технологий «ТУМО» разработал мобильную игру «Следующее поколение: Сказки Нето». Это антикоррупционная игра, которая показывает, как бороться с коррупцией в различных ее проявлениях. Игра рассчитана на студентов. По мнению разработчиков, она поможет молодежи усвоить влияние коррупционного поведения.

По данным за 2021 год Армения на 58-м месте по уровню коррумпированности, причем поднималась в списке она планомерно последние десять лет, быть может, благодаря своим креативным методам.

Если в Армении задействуют игровую сферу, то в Бразилии пошли дальше. С коррупцией в этой стране решили бороться при помощи искусственного интеллекта, который контролирует все финансовые отчеты депутатов. Искусственный интеллект имеет название «Серенада любви». Когда ИИ обнаруживает незаконные траты чиновников, то он сразу публикует пост в Twitter от имени Рози с просьбой разобраться.

Однажды «Серенада» вывела на чистую воду депутата, который отчитался о 13 обедах, которые он якобы съел за один день. С чиновником разобрались и деньги были возвращены.

Тем не менее Бразилия на 96-м месте рейтинга. Показатель индекса восприятия коррупции за последние десять лет тут ухудшился.

Такие развлекательные методы борьбы с серьезной проблемой могут приносить свои плоды, считает психолог Ален Алиев.
«Конечно, как часть комплексной работы, такие методы будут эффективны. Никому не будет приятно, если его коррупционные преступления будут предаваться огласке. И все, проще говоря, увидят, что он нехороший человек. Какую-то пользу это однозначно бы принесло. Другой вопрос, в каком процентном отношении, учитывая ментальность и психологию нашего современного российского общества», – отметил он.

Вполне понятно, что в решении многих вопросов мы оглядываемся на опыт других стран. Но, как показало исследование проблемы мировой коррупции и борьбы с ней, те методы, которые на первый взгляд могут показаться действенными, не доказывают стопроцентной эффективности. Большинство из них не применимы в условиях нашей страны, а к некоторым мы еще не готовы.

У нас стало достаточно популярно оглядываться в сторону Европы, однако использовать методы стран с другими законами, населением, историей не эффективно. По мнению экспертов, России важно найти собственный путь в преодолении одной из ключевых проблем нашего государства.

You may also like