Дагестанская земля богата талантливыми писателями, поэтами, литераторами. Каждый народ имеет своих писателей, которые как на родном языке, так и на русском рассказывают о своей культуре, о самобытности своего народа.
Одним из таких является лезгинский писатель, театральный критик Фазир Муалим (настоящее имя Фазир Джаферов). Родился в селе Цнал Хивского района. Автор выбрал для себя творческий псевдоним «Муалим», что в переводе означает «учитель».
Учился в ДГУ на факультете иностранных языков, но, не закончив его, поступил в Литературный институт им. А.М. Горького на семинар поэзии. Учеба в университете вызвала интерес к художественному переводу, учеба в литинституте – к религии, к суфизму.
Стихи для Фазира – это способ познания, молитва. Знает и любит свой родной лезгинский язык. Печатался в газете «Литературная Россия», в журналах: «Дон», «Нана», «Вайнах», «Дарья». Член Союза писателей России. Работал в Союзе писателей Дагестана в то время, когда им руководил Расул Гамзатов. Нельзя не отметить, что Фазир стоял у истоков литературного круга «Верба», который и сегодня действует в Махачкале.
Говоря о своем творческом пути, писатель вспоминает, как не зная русского языка он любил просто листать книги.
«В детстве, когда я только записался в библиотеку, но еще не знал русского языка, я брал книги и просто листал их. Не с картинками книги – вообще без картинок, с буквами и словами, с заголовками. Мне и сейчас иногда кажется, что, чтобы понять книгу, необязательно ее прочитать. Это как некоторые люди понимают друг друга без слов. Или как в суфийских братствах шейх передаёт знание ученику через прикосновение или взгляд», — делится Фазир.
Примечательно, что на русском писатель заговорил лишь к 12 годам. Этот факт благотворно сказался на его творчестве. Произведения Фазира Муалима имеют свою особенность, неожиданных языковых сочетаний, которые создают «эффект перевода». Все произведения Фазира с говорящими названиями – «Сила воли есть Бог», «Записки современного суфия», «Великий Сирота», «Мне плакать – хорошо», «В добровольное изгнание».