Когда в Махачкале отремонтируют проспект Имама Шамиля, когда у нас появятся парковочные места, когда власти займутся проблемой обмеления озера Ак-Гель и где в столице можно прогуляться всей семьей – на эти и другие вопросы ответил и. о. мэра Махачкалы Ризвана Газимагомедова в интервью телеканалу РГВК «Дагестан»
– Ризван Казимович, прошло больше двух недель с того момента, как Вы исполняете обязанности мэра столицы нашей республики. Вы успели познакомиться с коллективом. Наверняка уже наметили какие-то планы. Расскажите о них.
– Да, конечно, планы уже есть. В первую очередь необходимо снять те срочные вопросы, которые важно реализовать до конца года.
Мы объезжали школы и детские сады, в которых проводится капитальный ремонт. На сегодня ещё не завершён ремонт в 3 школах из 19, вошедших в программу капремонта.
Капитальный ремонт проводится и в 4 образовательных организациях города. Все эти работы до конца года должны завершить.
Полноценный учебно-воспитательный процесс должен начаться с нового года во всех образовательных организациях.
Кроме того, надо ознакомиться с городским хозяйством, чтобы выработать системные решения.
В целом проблемы Махачкалы мне знакомы, конечно.
Серьёзной проблемой остается организация пассажирских перевозок в городе и общественного транспорта. Мы видим, что творится в часы пик: людям очень тяжело добираться на работу или домой. Конечно, эту проблему так просто не решишь.
Хорошее дело при Салмане Кадиявовиче началось – то, что для пешеходов условия создаются, но в то же время их и для автомобилистов надо создавать: где в центре ставить машину, к примеру?
Прежде чем делать пешеходную зону, надо было создать парковочные места, многоярусные автостоянки. Они обязательно должны быть в городе.
Я уже дал поручения своему заместителю и главному архитектору, чтобы начали с центральной части города создавать эти точки, изучить возможность разбить многоярусные парковочные места и т. д.
Думаю, нам надо будет рассмотреть какие-то налоговые преференции для обустраивающих все это.
К тому же необходимо генеральный план детализировать. Тот план, что у нас есть, насколько я его изучил, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Он очень поспешно принят. Многие моменты необходимо актуализировать.
– Борьба с незаконной застройкой будет продолжаться?
– Обязательно. Я сейчас приостановил вновь начатые стройки. Это сделано не для того, чтобы запретить, а для того, чтобы проверить, у всех ли есть документация.
Законно – никаких проблем. Незаконно или есть нарушения – мы эти стройки приостановим. Дальше будем думать, как поступить.
– Будут ли кадровые перестановки?
– С одной стороны – конечно, когда приходит любой руководитель, приводит с собой свою команду, с другой – торопиться менять профессионалов нельзя.
Если они приносят пользу городу, горожанам, компетентны и обладают необходимыми деловыми качествами, то будут работать. Но если кто-либо будет вносить диссонанс или станет саботировать – с такими людьми я буду расставаться.
Увольнять – это всегда самое сложное, это по-живому резать. Время покажет. А так в целом коллектив будет работать. Что касается руководящего ядра – мы посмотрим.
– Поговорим о Вашем предшественнике. Что из инициатив Салмана Дадаева Вам близко и Вы хотели бы продолжить?
– Мы, можно сказать, эту тему уже затронули. Например, реконструкция городского парка. То, что он хотел создать хорошие условия для пешеходов, – приветствуется.
Туристический поток увеличивается с каждым годом, туристы любят ходить, особенно по центральной, исторической части столицы.
Но, опять повторю: здесь будет план по транспортной логистике. Многое будет пересматриваться.
Я понимаю, что Дадаев пригласил москвичей для разработки проектов. В Москве легче для пешеходов целые улицы закрывать, там есть параллельные магистрали, по которым можно пустить транспорт, но у нас с этим сложнее.
Следующий вопрос – парковочные места. В Махачкале эта проблема не решена. В этом направлении будет вестись работа.
Третье, что мне нравилось, это то, что Дадаев выстраивал диалог с общественниками, с активными горожанами, которые обращают внимание властей на многие проблемы. Мы обязательно будем с ними встречаться. Думаю, в скором времени мы обязательно встретимся и побеседуем.
– Чего не хватает Махачкале, как Вы думаете? Давайте три пункта. Понятно, что много чего не хватает, но углубляться не будем.
– Самое главное, конечно, финансирование. Оно должно быть большим. Для этого нужно, в том числе, участвовать в тех или иных федеральных программах. Это первое.
Второе – чёткая координация, взаимодействие с руководством республики, чего не хватало и в чём было определённое недопонимание со стороны бывшего руководства города.
Требования главы республики должны выполняться. У нас будет одна команда во главе с Сергеем Алимовичем Меликовым.
Он меня сюда рекомендовал, я принял его предложение, и далее уже с городским собранием, если в ближайшее время выберут, будем работать вместе. Команда у нас единая, думаю, мы много полезного сделаем.
И третий момент. Конечно, хотелось бы, чтобы наше население было нами довольно.
Вот три задачи, которые я вижу.
И ещё: считаю важным не ждать, а самим зарабатывать. Поверьте, у нас под ногами миллиарды. Эти миллиарды пойдут именно на благоустройство, на развитие города.
Мы это сделаем системно, не буду сейчас все детали раскрывать. Инструментов не так много, и Америку я не открою.
Пример – Дербент, там тоже используют хороший инструмент, но у нас деньги будут свои и пойдут на благоустройство, развитие нашего города.
– Какое у Вас любимое место в городе?
– Вообще, должен признаться, я больше всего люблю горы.
Я горец, родился в горах, там отдыхаю душой.
Если три дня у меня получится побыть в горах, я как будто в Кисловодске отдохнул 2 недели.
– А в Махачкале где, по-вашему, можно отдохнуть?
– Честно говоря, большого количества красивых мест у нас, согласитесь, нет.
Таких, чтобы подольше с семьей хотелось бы посидеть, весь день провести.
Думаю, сейчас Родопский бульвар значительно красивее стал, там можно прогуляться.
– Тогда, наверное, список нелюбимых мест будет внушительным?
– Как застраивали город, меня не устраивало никогда. Нельзя так уплотнять агломерацию.У нас южный город, и так жарко, куда уплотнять?
Вот в советское время планирование было правильное: стоят дома, во дворе общая территория, никто её даже не думал захватывать. Гаражи появились в основном в 80-90-е годы. А сейчас во дворах и дома появились, и торговые точки. Тротуары застроены.
Например, угол проспектов И. Шамиля и Акушинского – показательный пример. И таких мест очень много.
– Ну вот вы сейчас заговорили о проспекте Шамиля. Я думаю, что эта улица одна из нелюбимых у автовладельцев, ремонт нужен давно. Когда нам его ждать?
– Проект, в принципе, готов. Подготовлен московской компанией. Но там есть замечания, которые мы должны исправить. Ливнёвок не хватает. Если мы сейчас просто асфальт положим – это хорошо, но если не сделаем ливнёвку, то коллапсы, которые у нас возникают, когда хороший дождь, ливень, особенно летом, – вновь будет твориться то же самое.
И третий момент. Есть, конечно, экологические проекты, очистка канализационных стоков и т. д. Кстати, имеется хороший проект: у нас Ак-Гёль начинает мелеть потому, что родники, которые с Тарки-Тау спускались, перекрыты застройками.
Оттуда, если ливнёвку сделаем и очистим, эту воду мы можем в Ак-Гель сбрасывать, и уровень в нём воды держать в нормальном состоянии. Тем самым мы можем не дать озеру умереть.Жалко будет, если такую прекрасную точку отдыха потеряем.
Поэтому продуман комплексный проект и соответствующее поручение уже дали. Думаем, руки дойдут до этого озера, и через год мы начнём работу.
Пока же ещё год придётся потерпеть, но этот ремонт мы обязательно сделаем.
– Спасибо большое, Ризван Казимович, за ответы, и удачи Вам в вашем деле!