Главная страница » Записи » Реабилитационная медицина: Новое направление лечения в Дагестане

Реабилитационная медицина: Новое направление лечения в Дагестане

Автор Лея Камаева

Медицина, совместно с технологической составляющей мира, не стоит на месте и активно развивается, разделяясь на новые направления. Одним из таких направлений, которое сформировалось в России недавно, стала реабилитация.

Восстановительный процесс пациента активно практикуется и в Дагестане. Так, совсем недавно в Первой городской больнице Махачкалы открылось новое отделение реабилитации, заведующим которого стал молодой, но уже высококвалифицированный специалист Али Супьянов.

Завотделения в интервью подробно рассказал, что из себя представляет реабилитация и для чего она необходима пациенту.

Реабилитация – это новое направление в медицине или мы возвращаемся к хорошо забытому старому?

Как клиническая дисциплина — это новое направление, раньше в медицине не разделяли на профилактическое и реабилитационное направления. Врач занимался больными как до, так и после хода заболевания. Врач проводил и профилактику заболевания, и реабилитацию пациента. Сейчас медицина развивается и каждое направление в ней, будь то хирургия, либо терапия начинают разделять на разные профили.

Врач реабилитолог – это прежде всего врач невролог?

Да, обязательно, не только невролог, он может быть ортопедом-травматологом, кардиологом, это мультидисциплинарная наука. В России разделили реабилитацию на три профиля: реабилитация пациентов после заболевания центральной нервной системы, ортопедия – травматология и периферическая нервная система, соматические заболевания (кардиология, терапия, хирургия).

В чем заключается реабилитация кардиологических больных в вашем отделении?

У нас отделение неврологического профиля, мы занимаемся реабилитацией пациентов после инсульта, черепно-мозговой травмы, различных нейрохирургических операций. Самой сложной реабилитацией является реабилитация пациентов неврологического профиля, поэтому имеет смысл акцентировать внимание на нейрореабилитации.

Может ли к вам прийти пациент не с других отделений, а, грубо говоря, с улицы? Если да, то на каких условиях? Откуда брать направление и с какой патологией?

У нас существует три этапа реабилитации. Реабилитации осуществляется в своем профильном отделении, затем пациент поступает к нам на второй этап, а после нас начинается санаторный этап реабилитации. Основная задача реаниматолога — стабилизировать пациента, а задача реабилитолога — ранняя активация, чем раньше мы начнем реабилитацию, тем больше шансов восстановить утраченную функцию. Начинается реабилитация на следующий день стабилизации пациента. Мы пытаемся поднять пациента, с самого начала проводим пациенту профилактику осложнения для избежания самого элементарного – гипертрофии мышц. Невролог прежде всего должен понимать топическую диагностику.

Часто в городе мы видим вывески «абилити-центр» «реаибилитицентр» — это что-то общее или два разных направления?

Суть общая, в основе реабилитации комплекс мероприятий, которые направлены на восстановление или адаптацию утраченных функций. Если мы понимаем, что некоторые функции у пациента не восстановятся, наша задача адаптировать его с самого начала. У каждого человека своя структура, а мозг — самая гибкая структура и за счет этого мы стараемся адаптировать пациента.

От чего зависит реабилитационный прогноз и потенциал?

С самого начала необходим прогноз, реабилитационный потенциал зависит от организма человека, от его возраста, от очага поражения. Нас учили лечить не болезнь, а пациента, поэтому реабилитационный потенциал мы косвенно оцениваем, поскольку это индивидуальная особенность.

Многие пациенты думают: «Раз мне назначили 10 процедур, значит у меня хороший врач, хорошие связи, возможности». Так ли это?

Нет, это условно, и мы стараемся, наоборот, заранее не прогнозировать, количество процедур, введение лекарственных препаратов. Мы проводим несколько процедур, оцениваем, проверяем, есть ли динамика, есть ли смысл продолжать эти мероприятия или нет.

Кто решает есть ли смысл продолжать эти реабилитационные мероприятия?

Это решает врач, он должен адекватно оценить, продолжать ли эти мероприятия или имеет смысл пытаться пациента не восстанавливать, а адаптировать. Максимально приспосабливаем его к задачам повседневной жизни: умывание, переодевание, уход за собой.

Внедряются ли в вашем отделении новые технологии?

Мы стараемся выезжать, изучать новое оборудование, новые методы. Выезжаем для этого за границы, потому что там это направление развивалось раньше, чем в России, например, в Турции неплохо развита реабилитация, но лучше всего в США и в Европе.

Когда было открыто ваше отделение медицинской реабилитации?

Его открыли в конце 2018 года, а полноценно функционировать оно начало с 2019 года. Отделение молодое.

Вы являетесь чемпионом мира по боевому самбо. Ваш выбор уйти в реабилитацию осознанный?

Это было в студенческое время (участие в чемпионате), на третьем курсе и как такового, выбора даже и не было. Я никогда не выбирал между спортом и медициной. Для меня медицина была в основе, а спорт дополнение, просто получилось хорошо. Через спорт вы узнали многое о человеческом теле, о его возможностях, готовности, о его максимальном стрессовом модуле. Реабилитолог — это все-таки врач восстановительный. Наша основная задача — обучить пациента пациента утраченной функции и в основном мы в реабилитации занимаемся восстановительной физкультурой. И все это дорогостоящее оборудование — это дополнение к врачу, в основе всегда врач, который должен понимать, что нужно его пациенту.

Очень много частных реабилитационных центров, ваше отделение может быть конкурентоспособным?

У нас в республике вполне, наше оборудование ничем не уступает тем же частным центрам. Мы подали заявки на приобретение роботизированной техники. Руководство больницы нас поддерживает в этом плане, мы подали заявки и в Правительство республики, и в Минздрав региона, где нам обещали помочь.

Качественная, своевременная и комплексная реабилитация предупреждает инвалидизацию? Уменьшает число пациентов с инвалидностью?

Намного, мы начали работать совместно с остроинсультным отделением и как только мы проводили первый этап реабилитации, пациенты уходили на своих ногах, не всегда конечно, но в основном, если правильно заниматься восстановлением, можно уменьшить численность инвалидов.

В вашем отделении есть логопеды?

Да, у нас есть мультидисциплинарная бригада, которая состоит из профильного врача, а ему уже помогают клинические врачи: логопеды, психологи и другие.

Какие пациенты выезжают за пределы Дагестана?

На данный момент уже всю необходимую помощь мы оказываем. Необходимости лечиться в других регионах страны нет.

Как часто люди с нарушенными функциями могут проводить лечение в вашем отделении?

Раз в полгода, бесплатно по направлению. У нас есть шестиуровневая шкала реабилитации, которая оценивает насколько и какой этап реабилитации необходим пациенту. И после нашего восстановления пациент переходит к 3 этапу реабилитации – санаторному.

Можем ли мы наших соотечественников удержать в Дагестане, предоставив им максимально хорошую реабилитационную помощь, не отпуская их за пределы республики в центральные центры?

Конечно можем. Нас услышало руководство республики, которое обещало предоставить необходимое оборудование. Как только мы увеличим план, мы будем охватывать все три этапа реабилитации, у нас для этого есть специалисты. Запущен пилотный проект по подготовке высококвалифицированных специалистов по физической и медицинской реабилитации в Казани, в рамках которого уже отправили двух специалистов, которые через 7 месяцев поделятся с нами опытом.

Вы оказываете помощь в реабилитации спортсменов, которые получили травмы?

На данном этапе нет, к сожалению, потому что для этого должен быть ортопедически- травматологический профиль, но мы стараемся развивать это направление, в Дагестане оно актуально. В ближайшее время мы будем расширяться, чтобы взять и это направление.

You may also like