Накануне во всех дагестанских СМИ сообщалось о «демарше» председателя Правительства РД Артема Здунова на совещании по образованию, об этом сообщил некий источник одного из крупнейших СМИ республики.
Надо отметить, что люди, которые связаны с госслужбой, плохо представляют себе сам факт возможности ответственному лицу прервать и покинуть совещание. Даже если они не согласны с теми или иными цифрами. Должность председателя Правительства РД никак не предусматривает подобной модели поведения. И смело можно сказать, что никакого «демарша-ухода» на совещании «Об актуальных вопросах системы образования Республики Дагестан», который прошел 15 мая в конференц-зале Дома дружбы под руководством председательством Артема Здунова, не было.
Председатель правительства тщательно рассмотрел все три повестки дня. В ходе обсуждения второго вопроса повестки – о реализации проекта «100 школ», слыша реплики из зала, Артем Здунов попросил министра образования и науки РД Уммупазиль Омарову по окончании совещания остаться и обсудить этот вопрос отдельно с главами муниципалитетов. Что и было сделано. Но зал он не покидал. Служба протокола попросила покинуть зал совещания начальников управлений образований, чье присутствие при обсуждении данного вопроса было не обязательным. А теперь более давайте подробно о, безусловно, важном мероприятии, наделавшем столько шума.
Обучение детей – тема для дагестанцев особенно острая: родители постоянно жалуются, что учебников и пособий в школах не хватает, они вынуждены самостоятельно закупать все необходимое для проведения ремонта, вопрос о проведении ЕГЭ. Именно эти темы обсуждались на совещании «Об актуальных вопросах системы образования Республики Дагестан». То, что было на мероприятии, действительно достойно внимания каждого. Цифры министерства образования показывают 100% исполнение закупок учебников, а муниципалитеты по наличию говорят о гораздо меньшем количестве. Ситуация с медалистами пугающая – порой аферы с оценками в журналах позволяют претендовать на медали тем, кто не может подтвердить свои знания. Все эти темы были обсуждены на совещании под руководством председателя правительства РД Артема Здунова.
«Речь будет идти о том, как мы работаем с нашими детьми, где они будут отдыхать, как они учатся, какую инфраструктуру используют. Все эти вопросы сегодня мы обсудим», — начал заседание председатель правительства Артем Здунов. Также председатель правительства РД одной из важнейших тем обсуждения назвал «Проект 100 школ».
Еще одной «острой» повесткой дня стала тема проведения ЕГЭ. Федеральный центр высоко оценил Дагестан на этапе подготовки, но есть и некоторые нюансы, требующие еще доработки к периоду проведения экзаменов. «Особенно обращаю внимание на бесперебойную подачу электроэнергии с 28 мая по 2 июля 2018 года на территории, где расположены пункты проведения экзаменов», — сказал председатель правительства РД. В этом учебном году были внесены изменения в технологию приема сдачи экзаменов. Ответственность за техническую сторону – обеспечение компьютерной техникой, бесперебойную подачу электроэнергии, интернета для онлайн-трансляции – это все лежит на муниципалитетах. И ответственность не только перед курирующими органами, но и перед самими выпускниками, их родителями, да и всей республикой в целом. Школьники, завершающие образование, для которых выпускной экзамен — большой стресс, должны максимально хорошо справиться с важнейшим рубежом в их жизни и двигаться дальше, поступая в вузы, строить дальнейшие планы своего будущего.
Темы на заседании были подняты насущные — финансовая ситуация в сфере науки и образования в республике сложная, сложная она на разных уровнях решения. Идут проверки расходов по предшествующим периодам. И не только расходов, но и законности оснований принятия тех или иных решений, например, вручения медалей выпускникам дагестанских школ.
Министерство провело диагностику выпускников текущего года, претендующих на медаль «За особые успехи в учении», с докладом по этому вопросу в том числе выступила руководитель Министерства образования и науки Республики Дагестан. Только 32,9% претендентов показали высокие результаты. Как отметила министр, картина вызывает очень много вопросов как к уровню, так и к качеству подготовки. По итогам тщательной проверки, количество потенциальных медалистов в Кумторкалинском, Тляратинском, Хивском и Цумадинском районах дошло до нуля, существенно уменьшилось в Сергокалинском, Кулинском и Унцукульском районах. Выпускники Цунтинского и Докузпаринского районов подтвердили обоснованность своих претензий на медаль, а ребята из Табасаранского района показали, что достойны и большего. Многие районы и вовсе не предоставили списки претендентов на медаль. Сейчас идет речь о дисциплинарных взысканиях ответственных лиц, допустивших нарушения.
Тема, которая требует особого внимания — обеспеченность учебниками. В своем выступлении Уммупазиль Омарова отметила, что на начало 2017 года обеспеченность всеми учебниками составляла порядка 40%: «Качество образования невозможно представить без необходимого уровня обеспеченности учебниками. Несмотря на принимаемые меры, многомиллионные закупки прошлого года, мы сейчас не имеем 100% обеспеченности, а только 81%. Сейчас проводятся проверки муниципалитетов службами государственного финансового контроля, надзорными органами по вопросу обеспеченности школ учебниками». По словам руководителя ведомства, работа проводится, сейчас окончательных точных данных пока нет, но уже появляются вопросы, связанные с расхождением числа полученных (по актам) учебников и реальным их наличием на местах.
Вопросы по обеспечению учебниками Артем Здунов задал присутствовавшим представителям муниципалитетов на совещании: города Махачкалы, Рутульского, Новолакского районов. Данные по закупкам учебников Министерства образования РД и данные по наличию у муниципалитетов в чаще всего расходятся. Махачкала, по данным Минобрнауки Дагестана, обеспечена на 102%, по цифрам, озвученным Управлением образования Махачкалы – 82%.
Такая ситуация с обеспеченностью учебниками школ вызвала ряд вопросов у председателя правительства Артема Здунова: «Кто принимает решение по закупке учебников — номенклатуру, нуждаемость?». Со слов руководителя Минобразования РД, закупка определяется на основе заявок, которые идут от муниципалитетов. В министерстве образования данные анализируются и актуализируются. На всероссийском совещании под руководством главы Министерства образования и науки РФ Ольги Васильевой в марте 2018 года было сказано, что обеспечение учебниками в соответствии со 131 федеральным законом — эти полномочия у муниципалитета, проинформировала руководитель дагестанского ведомства. Уммупазиль Омарова также сказала, что необходимо рассмотреть вопрос механизма закупок с привлечением и других ведомств, например, министерства финансов.
Артемом Здуновым было предложено создать методическую комиссию по закупке учебников при Министерстве образования РД, а также службам финансового контроля начать проводить полную инвентаризацию, чтобы восстановить связь между финансовыми расходами на закупки и наличием учебников на местах.
Здания школ и какова степень их изношенности – еще один важный вопрос был поднят на совещании. Каким бы ни был бюджет Дагестана, школы республики нуждаются в ремонте: «Во многих учреждениях образования в связи с недостаточным финансированием годами не проводится текущий, капитальный ремонт. Здания приходят в негодность, не соответствуют предъявляемым к ним нормативным требованиям. 133 школы являются аварийными (25 тыс. учащихся), 131 школа — в ветхом состоянии (15 тыс. учащихся), 546 школ требуют проведение капитального ремонта», — сообщила собравшимся цифры Омарова. По поручению врио Главы РД Владимира Васильева был разработан проект «100 школ», который позволяет при имеющихся возможностях бюджета выделить субсидию по 2 млн рублей на школу, с частичным софинансированием (не мене 5% от общих затрат) из бюджета муниципального образования и привлечением средств в объеме не менее 30% от общей стоимости реализации проекта за счет безвозмездных поступлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (меценатов). В целях реализации проекта «100 школ» была создана межведомственная рабочая группа, в составе которой находятся представители Минобрнауки РД, Минэкономразвития РД, Минстроя РД и Минфина РД.