2018 год стал для передовой молодежи Дагестана значимым и объективно оценивающим их возможности. С легкой руки главы региона Владимира Васильева стартовал конкурс в кадровый резерв «Мой Дагестан», в котором приняло участие более 6 тысяч молодых людей до 35 лет. Конкурсная комиссия среди претендентов отобрала 54 человека.
Резерв не заставил долго себя ждать: должности уже успели получить 31 победитель кадрового резерва, трое победителей были направлены на Восточный экономический форум во Владивосток. Кроме того, дагестанская молодежь вышла на федеральный уровень и принимает активное участие в конкурсе «Лидеры России» последние два года. В этом году в конкурсе приняло участие 115 человек, в финал прошли семь.
Подобная поддержка для нашей многочисленной и предприимчивой молодежи действительно важный фактор, но не все они хотят быть руководителями государственных структур, не все они юристы, экономисты. И да, не все они спортсмены, которых Минспорт Дагестана и России будет поддерживать до конца жизни. Дагестан — это кладезь талантливой молодежи, которая мечтает реализовать себя в самых разных сферах, даже в самых нетрадиционных для нашей республики. Mirmol познакомит вас с некоторыми из них.
Наверняка вы слышали про Первую дагестанскую кинопремию «Мой Дагестан», которая стартовала еще в 2016 году. За таким, казалось бы, громким названием, стоит не компания взрослых и состоявшихся людей, напротив, премию инициировал студент Далгат Далгатов, которому не безразлична культура своей малой родины. Молодой человек признается, что в республике есть немало талантливых режиссеров, которые не могут найти стартап для проявления своих возможностей, в связи с чем сам решил стать тем рупором, который откроет их республике и России.
«Я считаю, что кинематограф предоставляет хорошую возможность для популяризации и актуализации очень важных для общества тем. Сохранение самобытности республики было и остается одной из основных задач национальной кинопремии «Мой Дагестан». Изначально мы просто стимулировали участников снимать фильмы подобной направленности, а затем создали отдельную номинацию, которая являлась самой востребованной и желанной для конкурсантов. Показать родной край своими глазами – это настоящее проявление искусства», — говорит Далгатов.
Молодой человек признается, что Минкультуры региона, а в частности Зарема Бутаева, в первые годы активно поддерживали его идею и проект в целом. Мы запросили у министерства культура Дагестана информацию, касаемо их поддержки инициативной в области искусства молодежи республики.
«Министерство культуры оказывает консультативную помощь по мере обращения граждан, в том числе в вопросе реализации творческих проектов. Мы оказываем финансовую поддержку творческим союзам в форме субсидий, из которых (по усмотрению союзов) финансируются мероприятия, в том числе адресованные молодежи (Союз кинематографистов «Сталкер» финансировал проект Мой Дагестан). Таким образом, поддержка тех или иных проектов осуществляется только в рамках государственных программ и конкурсов (в том числе конкурсов на соискание грантов Главы РД)», — отметили в ведомстве.
Нам рассказали, что понятие финансовый резерв не предусмотрено финансовыми обязательствами ведомства. Бюджет министерства культуры формируется в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ по программно-целевому принципу: средства выделяются подведомственным учреждениям согласно программе «Развитие культуры Республики Дагестан в 2015-2020 годы».
Примечательно, что активной поддержкой заручаются те молодёжные проекты, которые несут в массы антитеррористический контент, о чем и свидетельствует дальнейший комментарий минкультуры: «Поддержка творчества молодых авторов в сфере кино производится в рамках реализации государственной программы Республики Дагестан «Комплексная программа по противодействию идеологии терроризма в Республике Дагестан». Министерством культуры Дагестана уже 4 год подряд проводится конкурс по определению исполнителя проекта по созданию телевизионного/художественного/документального фильма, пропагандирующего традиционные ценности исторически сложившегося взаимного межнационального и межрелигиозного уважения и неприятия идеологии терроризма».
Таким образом, проекты избираются комиссией по принципу социальной значимости, творческой оригинальности и содержательной ценности. Коротко говоря, во славу программе, а не искусству. Другая сфера, в которой также нужна поддержка Минкульта у нас в республике – это мода. На улицах сегодня вы можете часто видеть молодых людей или девушек, которые умелым образом сочетают в своем внешнем виде элементы одежд разных культур — западный, восточный или же традиционный дагестанский. Но есть и те, кто желает создать собственный, оригинальный стиль.
На данный момент республика не считает важным участие ее выходцев на Неделе моды, хотя бы в Москве. Но, несмотря на это, известный дагестанский модельер Шамхал Алиханов не устает проводить показы своих коллекций мужской одежды в российской столице. К слову, у него одеваются некоторые известные дагестанские чиновники. Казалось бы, хотя бы здесь поддержка региона была бы не лишний, но на деле все воспринимается немного иначе.
«В течение ряда лет министерство выступало соорганизатором регионального этапа международного конкурса Русский силуэт, где обеспечивало условия для показа работ молодых дизайнеров, в том числе учащихся ДХУ и студентов ДГПУ, а также молодых дизайнеров Дагестана. В целях поддержки этого направления Министерством культуры РД был инициирован грант Главы РД в области поддержки национального костюма», — отметили в Минкульте.
К сожалению, многие ведомства не понимают, что аппетиты действительно талантливой молодежи куда выше студенческих показов, и что они по-другому оценивают свои возможности. Начинающий дагестанский модельер Магомед Халимов рассказал нам, каким он видит свое будущее в этой республике.
«Я не могу говорить в чью-то пользу, не замечал тесной связи между государством и предпринимателями. Возможно, я чего-то не знаю и не использую те возможности, предоставляемые государством. В моем понимании, предприниматели – это люди, которые за счет своего характера, харизмы, таланта и личностных качеств сами пробивались и открывали новые направления. В дальнейшем, любой модельер – это бизнесмен, у него работают люди, он участвует в процессе купли-продажи. Эта сфера только начинает развиваться в стране и возможно скоро и в нашей республике будут положительные изменения. Но на данный момент не наблюдал настроя от государства в развитии сферы моды. Никогда не обращался в правительство за помощью, может я еще не дорос до этого уровня.
В начале своего пути мне было очень сложно найти элементарные программы по саморазвитию. Два года назад я даже представить не мог, что смогу на таком уровне знать людей, иметь доступ к информации, к фабрикам. Сейчас я хотя бы знаю, как учится, где и что за это нужно платить. Радует популяризация этой сферы, которая скорее всего связана с популяризацией бизнес-образований. Нам конечно есть куда расти, но мы хотя бы начали двигаться в правильном направлении», — делится Халимов.
В продолжение разговора молодой человек отметил, что надеется на изменение ситуации в дальнейшем.
«Справедливости ради стоит отметить, что диалог правительства и бизнеса ведется – это открытость, доступность. Люди, которые развивают нетрадиционные для республики сферы – это потенциальные бизнесмены, которые будут в дальнейшем поднимать свою отрасль, поэтому, когда это поколение окрепнет, диалог с правительством наладится. Но пока я не могу провести пример того, как правительство активно поддерживало начинающих предпринимателей. Очень тяжело дается даже маленький шаг поиска места, учителей», — заключает модельер.
Другой начинающий представитель сферы стиля Лейла Магомедова также рассказала, каково поднимать непопулярную сферу.
«На самом деле запуск собственного бренда не такая сложная вещь, как кажется. Совместно с одноклассницей мы довольно быстро смогли организовать весь процесс. Создание одежды – процесс творческий, и когда ты им поглощен, не замечаешь трудностей, но они есть в любом деле. Без должной поддержки очень сложно реализовывать свои идеи, у нас она была со стороны наших семей», — говорит девушка.
Она признается, что в правительственные организации за помощью не обращались, так как не было никакой нужды, но надеются, что оно будет поддерживать всех молодых творческих людей нашей республики: «У нас так много действительно талантливых людей, которым нужна помощь, чтобы проявить себя».
Выше мы упоминали про активную поддержку молодежи Минспортом региона, ведь на федеральном уровне Дагестан зовется не иначе как «спортивной республикой». Но единственный в Дагестане FMX-райдер Гаджимурад Ахмедов, который намерен в 2020 году совершить прыжок с Сулакского каньона на мотоцикле, на площадке РИА «Дагестан» заявил, что не ощущает должной поддержки и интереса к его занятию.
«Желающих заниматься мотокроссом в Дагестане достаточно, среди подрастающего поколения в том числе, но местные власти очень тяжелы на подъем, когда дело касается реализации чего-то нового в республике» — говорит Ахмедов.
В Министерстве по физической культуре и спорту республики нам рассказали, что поддерживают все виды спорта в той или иной степени, если они аккредитованы в реестре видов спорта.
«Проводятся официальные соревнования по этим видам спорта, спортсменам выплачиваются стипендии, иные поощрения, присваиваются спортивные звания за успешные выступления на соревнованиях всероссийского и международного уровней», — отметили в ведомстве.
Переходим в абсолютно другую сферу развития региона – наука. Здесь, благо, не все так печально, в этом плане республика берется активно помогать молодым ученным.
«У нас в республике проводятся научно-исследовательские конкурсы. Один из самых популярных и известных — Всероссийская научная конференция «Шаг в будущее». Также Минобрнауки Дагестана инициирует и поддерживает целый ряд просветительских проектов в области научного творчества и инновационной деятельности в образовательных организациях республики. Одним из таких мероприятий является Фестиваль науки, в рамках которого проводится конкурс исследовательских работ и проектов педагогов и обучающихся образовательных организаций «Науки юношей питают», — рассказали нам в Минобрнауки Дагестана.
По итогам разговора с одним из молодых ученых Дагестана Зауром Алисултановым мы пришли к выводу, что научное развитие действительно находится в интересах республики.
«В настоящее время лично я в полной мере ощущаю поддержку правительства и администрации главы республики. Возобновляются региональные гранты, они готовы помочь в проведении международных научных конференций в республике. Есть более конкретные идеи, которые в настоящее время мы совместно реализуем, но говорить об этом пока рано. Самое главное, они всегда открыты, в любое время готовы выслушать меня и оказать содействие», — говорит Алисултанов.
Из всего вышеизложенного очевидно, что талантливой и открытой новому молодежи в Дагестане действительно много, мы вам перечисли всего пару людей из этого процента. Если республиканское правительство действительно заинтересовано в развитии молодежи региона, в его антитеррористическом восприятии мира и патриотическом воспитании, полагаю, им стоит заинтересоваться продуктивной в разных сферах молодежью, которая сама станет примером для подрастающего поколения и настоящей профилактикой всего асоциального.