Главная страница » Записи » Неуловимый гад. «Легенда о Карадагском змее» станет культурным наследием?

Неуловимый гад. «Легенда о Карадагском змее» станет культурным наследием?

Автор Амина Алиева

Недавно экспертная комиссия Министерства культуры Крыма рекомендовала внести в перечень объектов нематериального этнокультурного наследия республики «Легенду о Карадагском змее». У знаменитого черноморского чудовища появился шанс обрести «официальный статус».

Справка

Карадаг (в переводе с тюркского — «Черная гора». Горно-вулканический массив в юго-восточной части Крыма, на берегу Черного моря. Образовался около 170 млн лет назад. Скалы Карадага отличаются живописностью и оригинальными формами. В настоящее время массив входит в состав Карадагского природного заповедника. Ближайшие населенные пункты — поселки Курортное и Коктебель

Чудище с культурным кодом

Карадагский змей давно стал звездой Интернета. Рассказы о встречах с ним кочуют с одного сайта на другой, по пути обрастая новыми «подробностями» и утрачивая ссылки на первоисточники. Репутацию себе змей создал приличную: страшный, но миролюбивый, на людей не нападает, а питается дельфинами.

Внешность его в показаниях свидетелей разнится, но в целом она такая: плавников не имеет, шея длинная, цвет черный (зеленовато-коричневый), живот светло-серый, голова большая, имеет выросты, похожие на косы, тело чешуйчатое либо покрытое роговыми пластинами, длина от 15-20 до 40 метров.

Как объяснил «АиФ-Крым» заместитель директора государственного бюджетного учреждения культуры РК «Центр народного творчества Республики Крым» Николай Антюфриев, вопрос о существовании в природе самого змея не поднимается. Он может быть таким же легендарным персонажем, как, например, гигантский медведь, превратившийся в гору Аю-Даг. Или как окаменевшие корабли у Керченского полуострова.

«При этом мы говорим не о конкретном произведении, героем которого является Карадагский змей, а о совокупности сведений разного времени, где он упоминается, — пояснил Николай Анетюфриев. — И все они привязаны к одному региону, являются его оригинальным культурным кодом. Мы организовали специальную экспедицию, побывали в местах, которые называли очевидцы, утверждавшие, что видели морское чудовище. Не сам Карадагский змей был предложен как кандидат в перечень нематериального этнокультурного наследия, а именно народное творчество о нем, часть культурного пласта конкретной местности. Это наш культурный фонд. Наши земляки, которые проживают там и на территории Республики Крым, будут говорить о Карадагском змее, а не о неведомом чудовище, которое обретается где-то далеко от нас».

Страшные, но не те?

Большая часть историй о Карадагском змее под временной критерий народных преданий подходит — им более 40 лет. Нижнюю же границу их определить сложно. «С незапамятных времен люди рассказывают о гигантском морском змее…» — так начинается большая часть статей, посвященных черноморскому чудовищу. Но конкретики нет.

Авторы друг у друга заимствуют якобы достоверные сведения из книги Василия Кондараки «Описание Крыма» — о змее с гривой и заячьей головой, встреченной в 1828 году. Но если посмотреть оригинал, речь идет о крупном обитателе суши: «выползла  змея, имевшая приблизительно 5 аршин длины, заячью голову, от которой шла черная полоса по шее, представляющая подобие гривы». Пять аршин это 3,5 метра, а грива — просто полоски на шкуре, узор.

Часто повторяется отсыл к народной легенде «Чершамбе» («Пятница»), но там от Карадагского змея даже кончика хвоста не присутствует. Предание о бедняге, который накануне свадьбы отправился косить сено в нехорошее место, где жила когда-то большая змея. Обитательница суши, но впечатляющих размеров. Кстати, рассказы о гигантских змеях в Крыму — совершенно отдельный пласт народных сказаний. И их в свое время немало собрали крымский художник Мамут Чурлу и представитель знаменитой врачебной династии полуострова Гирей Баиров.

Два «свидетельства», кочующих в Интернете и относящихся к дореволюционному времени, трудно воспринимать как «свидетельские показания». Первое — о том, что видели змея моряки знаменитого брига «Меркурий» в 1855 году. Но с лета 1854 года, начала Крымской войны, «Меркурий» находился в Севастополе и никуда не мог выходить. И использовался как понтон во время наведения моста через Южную бухту.

Втора история звучит так: «Во время Первой мировой войны капитан кайзеровской подлодки обер-лейтенант Гюнтер Прюфнер доложил командованию о том, что летней ночью его лодка находилась в надводном положении у берегов Крыма. Находясь на мостике, Прюфнер увидел странное огромное существо, бесшумно рассекавшее волны. Офицер подробно рассмотрел чудовище в бинокль».

А вот факты. Во время Первой мировой войны на Черном море действовало 12 немецких подводных лодок серии «UB». И их действия в малейших подробностях изучены российскими историками. Фамилии всех 26 командиров немецких подлодок и порядок, в котором они командовали субмаринами, известен. Например, исследователь истории подводного флота Евгений Чирва приводит их в своей статье на сайте sovboat.ru. И — никакого Гюнтера Прюфнера в этом перечне нет! Где и чем он командовал, в каком море что ему привиделось?

Встречи с неведомым

«Мария Степановна Волошина, являющаяся хранительницей всех коктебельских преданий и обычаев, рассказала, что в 1921 году в местной феодосийской газете была напечатана заметка, в которой говорилось, что в районе горы Карадаг появился «огромный гад» и на поимку… отправлена рота красноармейцев. О величине… не сообщалось. Дальнейших сообщений о судьбе «гада» не печаталось». Это — цитата из книги Майи Быковой «Легенда для взрослых. Размышления о потаенном живом».

Всего в ней приводится шесть историй о встречах со странным и пугающим существом и сведениями о нем: с 1921 до 1986 года.

«Чудовище… подняло вдруг над водой голову. Голова в размер размаха рук похожа была на змеиную. Глаз я по-прежнему не видел, из чего можно заключить, что они были маленькие», — так описывал свою встречу с Карадагским змеем у Коктебеля писатель Всеволод Иванов в 1952 году.

А вот свидетельство от 1986 года вполне укладывается в картину мира. 80-летняя Варвара Зозуля спустилась за плавником на берег. И вдруг увидела такое: «Головка маленькая, шея тоненькая, а дальше — спина, как столб толстая… Встало оно надо мною, ударило хвостом, когда вставало…» Старушка стала отмахиваться веревкой — и гроза моря позорно сбежала. А ведь она действительно могла встретиться с крупным водяным ужом — черным и толстым, который от страха и позже, на фоне других рассказов, значительно «подрос».

Второй, как сейчас говорят, «кейс» о Карадагском змее представил известный ученый, морской геолог Евгений Шнюков. Его книга «Катастрофы в Черном море» вышла в 1994 году. Он приводит и эпизоды, упоминавшиеся Быковой, и несколько историй, которые записал сам. В их числе — о находках рыбаками мертвых дельфинов с отпечатками гигантских челюстей. Тайну раскрыли спустя пару лет: туши животным становились «обеденным столом» для черноморских акул — катранов. А в процессе разложения отпечатки их зубов сливались в следы огромных зубов.

Больше сорока «встреч с неведомым» привел писатель, в советское время — гидронавт-исследователь Анатолий Таврический. В этот список вошли и эпизоды из книги Быковой. Правда, видоизмененные. Испугавший Варвару Зозулю монстр теперь выглядел так: «Тело у дракона было зелено-коричневого цвета. Похожие на змеиную чешую, на теле отчетливо просматривались роговые пластины, которые располагались в верхней части туловища. На лапах были большие когти. Голова похожа на змеиную. Глаза зеленого цвета. Общая длина существа около восьми метров».

В подборке писателя в копилку «достоверных сведений» о змее пошел и случай, когда в 1984 году гидронавты подводного аппарата «Бентос-300» на глубине около 100 метров в Черном море увидели проплывавшее мимо огромное существо. Они описали его, рассказывая о спуске, корреспонденту «Известий». Но почему-то у этой истории «отвалился» финал. А Евгений Шнюков, заинтересовавшись, расспросил о феномене: оказалось, объект идентифицирован. Это — гигантская пятиметровая белуга!

Собрание историй о Карадагском змее интересно экскурсоводам.

«Истории о нем включены практически в каждый рассказ экскурсовода, который проводит маршруты в районе Карадага, Коктебеля, Курортного, села Щебетовка, — рассказал «АиФ-Крым» краевед, экскурсовод, писатель Иван Коваленко. — Это именно те места, где люди периодически замечают странное, необычное существо, напоминающее то ли рептилию, то ли змею. Туристы такие истории слушают с намного большим интересом, чем сведения о конкретном археологическом или архитектурном объекте, о геологических особенностях местности. Естественно, что человек всегда интересуется чем-то необычным и загадочным. А Крым может предоставить немало таинственных историй».

Фото: Наталья Дремова / АиФ-Крым

You may also like