Государственная Дума Российской Федерации в ходе заседания 17 июля 2025 года во втором чтении приняла поправки к законопроекту, предусматривающие введение административной и уголовной ответственности за ряд нарушений, связанных с использованием интернета и средств обхода блокировок.
Новые нормы устанавливают административную ответственность за передачу кодов доступа для автоматизированных информационных систем в интернете. За умышленный поиск и доступ к материалам, включенным в федеральный список экстремистских, будет грозить штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
Законопроект также предусматривает штрафы за распространение рекламы VPN и аналогичных средств обхода блокировок: для граждан — от 50 тысяч до 80 тысяч рублей, а для юридических лиц — до 500 тысяч рублей. Помимо этого, вводятся штрафы за незаконную передачу абонентского номера другому лицу: до 50 тысяч рублей для физических лиц и до 200 тысяч рублей для организаций. За передачу данных для входа в интернет-ресурсы другим людям граждане могут заплатить до 50 тысяч рублей, а юридические лица — до 200 тысяч рублей.
Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за использование виртуальных автоматических телефонных станций (АТС) и оборудования, предназначенного для обхода блокировок, если это делается с нарушением закона. Отдельно будет наказываться неисполнение предписаний Роскомнадзора и силовых ведомств. В этих случаях размер штрафов может достигать 1 миллиона рублей для повторных нарушений и до 10 миллионов рублей для юридических лиц, отказавшихся взаимодействовать с силовыми органами.
Помимо административных мер, за организацию деятельности по передаче иным лицам абонентских номеров и данных для входа в личные аккаунты будет грозить уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Важно отметить, что совершение преступления с использованием VPN-сервисов будет считаться отягчающим обстоятельством при вынесении приговора.
При этом, согласно новым положениям, граждане Российской Федерации смогут свободно использовать VPN в любых законных целях, если при помощи таких сервисов не совершается преступление.