Экспертное мнение доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Евгения Золкина:
Предложение определяет спрос – это особенно верно в отношении развития транспортной инфраструктуры. То, что строится сегодня на дорогах, является частью транспортной системы будущего поколения и должно быть совместимо с достижением климатических целей. Инфраструктура будет использоваться десятилетиями. Таким образом, то, что планируется и строится сегодня, в значительной степени формирует транспортную систему следующего поколения. Выбор маршрутов, дорог и железных дорог оказывает большое влияние на выбор транспорта, поскольку, помимо стоимости и удобства использования транспорта, ключевую роль играет общее время в пути. Например, если соединение двух населённых пунктов с помощью дополнительной автомобильной дороги становится более привлекательным, автомобильное движение увеличивается. Прирост происходит либо за счёт отказа от других видов транспорта, других маршрутов, либо в целом в качестве дополнительного индуцированного трафика, когда из-за привлекательности нового соединения происходят дополнительные поездки. Расширение дорог — это ошибочная стратегия решения транспортных проблем. Реконструкция или модернизация автомагистралей в краткосрочной перспективе снижает загруженность дорог, но в долгосрочной перспективе приводит к увеличению трафика из-за более привлекательных условий. Из-за этого вызванного движения преимущество в скорости новой построенной дороги со временем уменьшается. На практике это хорошо видно на автомагистралях, которые снова становятся перегруженными относительно вскоре после завершения строительства дополнительных полос движения. В период с 2020 по 2023 год сеть автомагистралей в городе Москва выросла примерно на 200 километров, но пробки на дорогах не уменьшились, а вместо этого количество часов в пробках за этот период увеличилось почти вдвое. С другой стороны, это может быть достигнуто за счёт расширения общественного транспорта. Так называемый парадокс Даунса-Томсона гласит, что средняя скорость движения легковых автомобилей в час пик связана со временем, за которое можно проехать то же расстояние на общественном транспорте. Эффекты, вызывающие искусственное движение и вызывающие заторы на дорогах, могут быть использованы для преобразования в более устойчивую транспортную систему. Укрепление инфраструктуры для ходьбы, езды на велосипеде и общественного транспорта приводит к тому, что всё больше и больше людей выбирают эти формы мобильности. Расширение дорожной сети не облегчает движение транспорта. Это провокационный тезис исследования, проведенного Канадским университетом Торонто. Таким образом, программа борьбы с пробками с помощью дополнительных дорог, как того требуют некоторые политики, мало что даст. В своём исследовании Жиль Дюрантон и Мэтью А. Тернер рассмотрели данные с разбивкой по регионам, касающиеся инвестиций в дорожное строительство и динамики объёмов дорожного движения. Они проанализировали, как развивается дорожная сеть в разных регионах и как менялись объёмы движения. Поразительный результат: если дорожная сеть в регионе была расширена на 1%, то менее чем за десять лет трафик там также увеличился на 1%. И также авторы исследования выявили, что количество опасных участков в километрах на скоростных автомагистралях растёт пропорционально количеству недавно построенных дорог. Очевидно, за это увеличение в основном отвечают три фактора: увеличение использования дорог местными жителями, рост производственной деятельности, требующей интенсивного использования транспортных средств, и приток новых жителей. Важный вывод заключается в том, что расширение дорог на самом деле имеет смысл только в сильно загруженных регионах, потому что в противном случае затраты для общества намного превышают выгоды. Поскольку расширение общественного транспорта также мало способствует разгрузке дорог, многое говорит в пользу того, что дорожные сборы являются своего рода средством предотвращения пробок. Здесь подходит термин «ценообразование при перегрузках», который в буквальном смысле, в зависимости от загруженности дорог, может зависеть от цены, которая управляет потоком.