Совсем недавно в Дагестане открыли мост, связывающий два государства – Россию и Азербайджан. Гостями мероприятия были министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин, заместитель премьер-министра Азербайджанской Республики Шахин Мустафаев и, естественно, Глава Республики Дагестан Владимир Васильев.
Мост смело можно назвать полезным для России, а в частности и для Дагестана, сразу на нескольких уровнях: дипломатический, экономический, туристический и другие. Очевидно одно – новые пути всегда приносили новые возможности. Но нашлись и те, кто критически оценил факт сдачи в эксплуатацию автомобильного моста через реку Самур на российско-азербайджанской границе.
Так, в одном из Telegram пабликов появилась громкая статья, автор которой считает, что усилий республиканского руководства по налаживанию деловых и иных связей с Азербайджаном крайне недостаточно. В пример ставится деятельность астраханского губернатора Игоря Бабушкина, который, как утверждается, сумел подписать соглашения на реализацию контрактов с азербайджанским бизнесом в сфере транспорта, логистики, туризма и сельского хозяйства.
Достижения Бабушкина оспаривать никто не будет, он безусловный молодец, но справедливости ради отметим, что подобные соглашения – это не работа одного или двух месяцев, а долгие переговоры длинною в несколько лет. А Дагестан долгое время, как нам известно, не проявлял никакого интереса в экономическом и других планах к своим пограничным соседям, внешняя политика нашей республики сформировалась относительно недавно, и для такого срока сдача «моста дружбы» – большой успех.
Новый мост станет звеном транспортного коридора «Север – Юг», который проходит именно через Дагестан и Азербайджан и который год от года показывает растущие результаты грузопотока и пассажирского движения, его уже прозвали воротами на Ближний Восток. Автомобили, следующие из России в Азербайджан и обратно, передвигались по старому мосту через реку Самур, построенному еще в 1957 году в составе комплекса Самурского гидроузла. Сейчас его решено закрыть и использовать как служебное сооружение для эксплуатации гидроузла.
На мосту организовано двухполосное движение автотранспорта с возможностью при необходимости выделить третью (реверсивную) полосу движения в часы пик. Также на транспортном переходе создано специальное крытое пешеходное пространство. О значимости открытия для России, республики и для самого Магарамкентского района, где собственно и построен мост, Mirmol рассказал глава муниципалитета Фарид Ахмедов.
«Ждали этого знаменательного события давно как участники рынков международной торговли, так и местные жители. Бесспорно, новый мост – это важнейшее звено международного транспортного коридора евразийского значения. Мост дружбы – символ добрососедства, который объединяет две страны и их народы, имеет особенное значение для нашего района как приграничного района в целом, так и для простых жителей района, у которых половина родных и родственников живут на том берегу Самура. Здесь сейчас созданы более комфортные условия для прохождения таможни и отдельно для легкового транспорта, для автобусов, не говоря об огромном грузовом потоке. Здесь были большие очереди, которые стояли постоянно из-за неразвитой инфраструктуры, это, безусловно, отражалось и на общей обстановке в районе, на санитарном состоянии, на настроении людей – все это создавало атмосферу социальной напряженности. Именно поэтому открытие моста для нас стало особенным событием в жизни района», – говорит Ахмедов.
Он подчеркнул, что проект имеет значение государственного уровня, с чем согласились Максим Орешкин, Шахин Мустафаев, полномочные представители стран Полад Бюльбюль-оглу и Андрей Бочаров.
Успешным открытие моста назвал и директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
«Открытие нового моста на государственном Российско-Азербайджанском пограничном переходе через реку Самур является стратегическим успехом обеих стран. Назначение путепровода сугубо экономическое и направлено на решение конкретных задач в разгрузке имеющихся дорожных коммуникаций, многочасовых пробок на границе, а также расширение пропускных возможностей для увеличения общего товарооборота. Для Республики Дагестан это еще и создание рабочих мест по эксплуатации инфраструктуры. Исторически принято считать это направление великим шелковым путем на Иран и страны Ближнего Востока, но также необходимо отметить, что такие сооружения способны решать не только социально-экономические, но и геополитические задачи, и в этом еще одно преимущество соседних братских государств», – говорит Гереев.