Совсем недавно в дагестанском сегменте инста-новостей разгорелся скандал из-за утечки данных из школы № 13 города Махачкалы, где руководство школы делило детей на социальные группы: малообеспеченные, дети-инвалиды, девочки в хиджабах и другие.
«Социальная ситуация в школе всегда контролировалась и будет контролироваться. Это необходимо делать для профилактики целого ряда губительных социальных явлений, таких как беспризорность и прочее. Это часть воспитательной работы. Хиджабы к этому отношения не имеют и не должны иметь. Министр лично звонила начальнику Управления образования. Было отмечено, что это недопустимо и поручено немедленно провести проверку», – сообщили нам в республиканском Минобразования.
Начальник Управления образования Махачкалы Вадим Дибияев прокомментировал ситуацию в своем аккаунте Instagram следующим образом.
«Уважаемые родители, в начале каждого учебного года в школах проводится оценка социальной ситуации. Это делается для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Но ни в коем случае в этой оценке не должны содержаться такие пункты, как “девочки в хиджабах”! Ни Управлением образования, ни образовательными организациями Махачкалы не ведется учет учениц, носящих хиджаб. Это недопустимо как с точки зрения защиты прав учащихся, так и с точки зрения моральной этики», – пишет Дибияев.
Но даже после такого разъяснения ситуации и объяснения, что это не разделение на касты, а оценка социальной ситуации, волна негодования не умолкала.
Так, один паблик Avarskii в Telegram заявил, что первые упоминания о том, что школы ведут некий учет девочек в хиджабах, появились еще в 2016 году от адвоката Увайсова, который рассказал об этом «Эхо Москвы».
«После этих сообщений мне стало интересно, так ли это и на самом ли деле ведут учет именно девочек в хиджабах и для чего это делается. Оказалось, что ведется и практически в каждой школе Махачкалы, куда я смог засунуть свой любопытный нос. А вот внятно объяснить, почему и зачем…, никто тогда так и не смог, а в правоохранительных органах вообще про этот учет не знали и сами были удивлены такому странному пункту в этой странной анкете», – пишет автор паблика.
Руководитель столичного центра психологической помощи Аида Гамидова рассказала нам, давит ли такое разделение на детей в психологическом плане.
«Первые два пункта (малообеспеченные, дети-инвалиды) необходимы для того, чтобы знать, кому из детей нужна дополнительная помощь. Эта практика используется во всех школах. Последний пункт непонятен, так как в нашей республике, где основной религией, которую исповедует около 90% населения, является Ислам. Многие девочки ходят в хиджабах, и в школах это уже привычная практика», – говорит психолог.
По словам специалиста, психологического давления от своих сверстников из-за подобного разделения («девочки в хиджабе») не должно быть.
«Если девочка воспитывается по канонам Ислама, то она не будет воспринимать такое разделение, так как она уже со смирением перед Аллахом носит хиджаб. Вопрос в том: Для чего школа делает учет? Этим вопросом уже должны заниматься в Управлении образования», – заключает Гамидова.
Чтобы узнать в конце концов, для чего именно школе был необходим такой пункт в оценке социальной ситуации, мы позвонили в приемную школы № 13, но ответа на том конце провода так и не дождались.