Филиал «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» уделяет большое внимание развитию энергоснабжения пригородов столицы Дагестана. В 2021 году наблюдались проблемы, характерные для пригородных поселков Махачкалы. Рост числа жителей и возрастающее энергопотребление сказываются на качестве энергоснабжения.
К примеру в поселке Ленинкент Кировского района, по данным «Дагэнерго», на сегодняшний день проживает более 15 тысяч человек. Местная энергосистема не характеризуется как системная, так как застройка поселка не планировалась и носила хаотичный порядок. Сперва строились дома и улицы, а уже потом развивалась инфраструктура, в том числе и энергосистема пригорода. Электроснабжение тут осуществляется от центра питания ПС 35/10 кВ «Ленинкент» (по фидеру 10 кВ – Ф-3) и ПС 35/10 кВ «Радиоцентр» (Ф-2, Ф-5, Ф-7). Эти энергообъекты работают с перегрузом, что и становится причиной регулярных аварийных отключений.
Как отмечают в энергетическом ведомстве, на качестве энергоснабжения также сказываются самовольные подключения и превышение потребителями заявленной мощности энергопотребления. На это влияет деятельность майнинг-ферм. В результате увеличивается нагрузка на трансформаторы, что влияет на аварийность энергообъектов.
В «Дагэнерго» поясняют: нагрузка на сети растет, увеличивается аварийность, усиливается ветхость электрических сетей, соответственно, у потребителя отсутствует энергоснабжение, либо напряжение в сети сильно влияет на его качество. Это все зачастую сказывается на платежной дисциплине, а без оплаты филиал «Дагэнерго» не может вкладываться в развитие сетей, за которые отвечает по закону.
«В 2021 году сборы за электроэнергию в поселке Ленинкент составили 15 млн 27 тысяч рублей. Задолженность потребителей перед компанией “Россети Северный Кавказ” после оплаты за потребленную электроэнергию составила 13 млн 925 тысяч рублей. При этом в условиях нехватки денежных средств на обслуживание своего и арендованного оборудования дагестанские энергетики выполняют социальную функцию и не оставляют без внимания потребительское и бесхозяйное энергооборудование.
В этой связи необходимо отметить, что махачкалинские ГЭС обслуживают в Ленинкенте по договору аренды имущества следующие электрические сети: ВЛ-0,4 кВ – 60,055 км, ВЛ-10 кВ – 22,375 км; кабельные линии -10 кВ – 0, 105 км, ТП и КТП – 10/0,4 кВ в количестве 27 штук», – сообщили в компании.
Более сложной проблемой являются потери электроэнергии, которые в в прошлом году составили 75% или 32 млн 318 тыс. кВт/ч, что в денежном эквиваленте составило более 85 млн рублей. Энергокомпания платит за потери «живыми» деньгами. Технические потери составляют порядка 20%, остальное – это хищение электроэнергии.
Выход из сложившейся ситуации руководство Махачкалинских ГЭС, помимо своевременной оплаты за потребленный энергоресурс, видит в обращении жителей города за выдачей дополнительных мощностей соответственно своему потреблению, а также в передаче на баланс компании бесхозных и потребительских энергообъектов.
Для исключения бездоговорного потребления организован прием документов на осуществление технологического присоединения и заключения договора энергоснабжения для потребителей Махачкалинских ГЭС по принципу «единого окна». Процедура стоит 550 рублей с установкой прибора учета, которая производится на фасаде в уже готовом щите потребителя.
Документы принимаются в Махачкале по адресу: ул. Абубакарова, 119, 2-й этаж, телефон для связи: 51-89-12, а также в поселке Семендер в здании местной администрации. Аналогичный пункт откроется в апреле еще и в поселке Ленинкент.
Как пояснили в компании, подать заявку на техническое присоединение потребитель может и дистанционно – через ПОРТАЛ-ТП.РФ.
Для удобства потребителей есть ряд сервисов удаленного обслуживания. Среди них и «личный кабинет потребителя» (www.gp-lc.ru). Преимуществами данного сервиса является возможность самостоятельно пройти регистрацию, контролировать начисления и платежи, онлайн-платежи, а также экономия времени.
А в «личном кабинете» на сайте Госуслуг действует раздел «каталог услуг ЖКХ – филиал «Дагэнерго» – ПАО «Россети СК». Регистрация в личном кабинете (https://dom.gosuslugi.ru/#!/main) дает возможность контролировать начисления и платежи за коммунальные ресурсы в полном объеме.