Главная страница » Записи » Образование в Дагестане: современные вызовы и путь к будущему

Образование в Дагестане: современные вызовы и путь к будущему

Автор Бари Каратова

Система образования Республики Дагестан находится в фазе активного развития и трансформации. По итогам коллегии Минобрнауки за 2024 год стало очевидно, что ключевыми приоритетами стали доступность и качество обучения, модернизация образовательной инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров и равные возможности для каждого ребёнка вне зависимости от места жительства и социального статуса.

Это особенно актуально сегодня, ведь более 30% населения региона составляют дети и молодёжь. Однако молодым дагестанцам непросто найти применение своим знаниям: безработица остаётся высокой, особенно в возрастной группе 20–29 лет. Часто молодые специалисты вынуждены либо работать не по профессии, либо вообще уезжать в другие регионы.

С 2025 года власти республики запускают 38 госпрограмм, многие из которых нацелены на развитие образования и подготовку кадров. Центральные задачи — раскрытие потенциала школьников, внедрение технологий в школы, улучшение условий обучения. Так, с 2019 по 2024 год в регионе построено 102 школы и 87 детсадов, а до 2030 года планируется капитально обновить 48 школ, 16 детсадов и построить ещё больше образовательных объектов.

По словам министра образования Яхьи Бучаева, вопрос образования это приоритет для региона. «Мы активно внедряем новые методики и открыто работаем с родителями и общественностью».

Развитие системы допобразования тоже даёт плоды. В Дагестане уже создано свыше 81 тысячи новых мест, работают передовые структуры — технопарки «Кванториум» и «IT-куб», которые входят в топ-10 по стране. Только за последний год более 400 школьников прошли обучение в Центре цифрового образования.

Образовательные успехи налицо: в 2025 году 18 школьников сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов. Руководитель детского научного центра «Альтаир» Альфия Искакова связывает это с мощной системой дополнительного образования и сильным взаимодействием со школами и вузами:

«Успех наших ребят — результат системной работы допобразования, профильных смен и тесной связи с вузами».

Проявляется и практический эффект от внедрения новых направлений:

Отец ученика кизлярской школы Арсен Мухтаров рассказал, как открытие инженерного класса положительно повлияло на его сына: «У нас в селе открыли инженерный класс — мой сын теперь мечтает стать программистом, хотя раньше вообще не думал об этом»

Рост интереса к естественно-научным предметам — ещё один позитивный тренд: выпускники всё чаще выбирают химию, физику, биологию. Это делает молодёжь более конкурентоспособной на рынке труда и нацеленнее на востребованные профессии.

Но и проблемы остаются: в отдалённых районах школам необходима модернизация, не хватает специалистов — учителей, инженеров, медиков. Решение — в комплексном подходе: инвестиции в школы и квалификацию педагогов, развитие проектов, вовлекающих молодёжь, и поддержка образования как фундаментального ресурса региона.

Самое ценное в этой системе — люди. Именно они определяют путь Дагестана в будущее: устойчивое, сильное, грамотное и сохраняющее свои традиции.

You may also like