История мирового кинематографа берет свое начало в декабре 1895 года, когда на бульваре Капуцинов прошел первый киносеанс, хотя попытки запечатлеть движение объекта начались еще в XV веке.
Первой попыткой человека снять движущееся изображение была «камера обскура». Принцип ее работы заключался в проецировании картинки извне в темную комнату. Получалось что-то отдалено похожее на проектор.
Вторая попытка – фенакистископ Фарадея. Аппарат, созданный для того чтобы оживить рисунок. Принцип его работы – инерция человеческого зрения. Фенакистископ – это круг, по краю которого идет ряд рисунков, представляющих собой последовательные фазы движения одного и того же персонажа. Круг вращали, глядя на рисунки сквозь щель.
В 1877 году появилась хронофотография – разновидность фотографии, позволяющая записывать движение объекта.
Самый первый в мире фильм
Официально, первая кинокартина появилась в 1895 году, однако снимать начали еще за несколько лет до премьеры. Так, англичанин Луи ле Принц в 1888 году снял первый в мире фильм «Сцены в саду Раундхэй». Его длительность составила 1,66 секунд.
Луи ле Принц снял также еще один фильм под названием «Движение транспорта по английскому мосту Лидс».
В 1895 году широкому зрителю была представлена кинокартина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat»). Несмотря на то, что фильм длился всего 49 секунд, а сюжет его был абсолютно незамысловатым, он произвел настоящий фурор.
По некоторым данным, показ фильма шокировал публику того времени, поскольку она была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитыми поездом.
Кинематограф в Российской империи
Кинематографические аппараты появились в России в 1896 году, сразу через несколько месяцев после официальной премьеры фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». Тогда же в Министерство Императорского двора было подано прошение о разрешении на съемку коронационных торжеств. Первой коронацией, запечатленной на камеру, была коронация Николая II. Данная съемка считается первым репортажем. Ее осуществил Камилл Серф.
В мае, в театре петербургского сада «Аквариум», публике были показаны несколько фильмов из синематографа Люмьеров.
Значительная заслуга в пропаганде кинематографа для русской публики принадлежит французскому театральному предпринимателю Шарлю Омону, который представил новое развлечение не только столичной, но и провинциальной публике на Нижегородской ярмарке в июне 1896 года.
Самый первый российский фильм
Первым российским фильмом считается «Понизовая вольница». Зрителю он был представлен в 1908 году, а длился всего 7 минут. Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».
Синематограф в Дагестане
В 1959 году Республика Дагестан представила свой первый полнометражный фильм «Тучи покидают небо», снятый по книге даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Премьера состоялась 8 апреля 1960.
Следующим фильмом, покорившим сердца зрителей, стал «Адам и Хева». В основу его сценария легла повесть «Снежные люди», Абу-Бакара. Дальше пошли такие фильмы как «Ожерелье для моей любимой», «Горянка», «Чегери», «Тайна синих гор», «Сказание о храбром Хочбаре». Замыкает этот список молодежная комедия с элементами фильма-боевика «Во сне и наяву» вышедшая в 2006 году.
«Режиссер: Ислам Ханипаев…»
Одной из последних дагестанских кинокартин, покоривших дагестанского зрителя, стала «Система 05» режиссера Ислама Ханипаева. Премьера состоялась в июле 2017 года.
До выхода полнометражного кино Ханипаев снимал короткометражные фильмы и социальные ролики.
«Мои короткометражки есть в сети. Я снимал их очень давно и не очень доволен их качеством и содержанием, но осознаю, что это было начало моего пути, в котором я, вероятно, как и любой другой начинающий творец, искал себя»,– говорит дагестанский режиссер – «Сейчас я снимаю второй полнометражный фильм. Короткометражки мои были в целом триллерами, с детективными «штучками», закрученными сюжетами, но плавно я начал осваивать жанр криминальной и обычной драмы».
На данный момент Ислам Ханипаев занят съемками спортивной драмы «Учитель. Тренер. Брат». Сам он отмечает, что, будучи реалистом, на широкий прокат не рассчитывает, однако надеется на то, что российские кинофестивали не проигнорируют работу.
Режиссер также рассказал о том, как дагестанский зритель воспринял его фильмы и как вместе со съемочной группой они творили под давлением «хейтеров».
«В самом начале мы столкнулись с большим негативом. Еще на стадии съёмок, выпуска трейлера. Наслушались оскорблений, и хейтеров была добрая тысяча, но мы ещё сильнее надавили, и хейтеры растворились в воздухе, поняв, что нам в принципе не так важно их мнение. Вообще я всегда говорю, что начал снимать фильмы в первую очередь для себя, а затем для остальных. Сегодня я продолжаю придерживаться этого, вероятно, немного эгоистичного подхода. Но я убежденный творец и не могу делать что-то с душой по принуждению. Это обязательно должен быть мой сценарий, мои мысли и персонажи. Тогда мой внутренний механизм будет работать правильно. Такой подход позволяет мне не реагировать остро на критику, мне интересно мнение зрителя, но в первую очередь я для себя понимаю, что попытался рассказать и донести что-то важное и одобрения этому я не ищу».
Ханипаев также поделился своими мыслями о будущем дагестанского кино. Он уверен в том, что у республиканского кинематографа оно без сомнения есть.
«Мы должны учиться и воспитать своего зрителя, завоевать его доверие, учитывая какой контент ему предлагал Дагестан десятилетиями. Мы работаем над этим, а это значит, что работаем над своим будущим», – говорит Ислам Ханипаев.
Он также уверен в том, что Дагестан, с его огромными перспективами сможет заявить о себе на всю Россию.
Через призму национальной кинопремии
Своим видением о дагестанском синематографе также поделился организатор республиканских кинофестивалей Далгат Далгатов.
«Первая национальная кинопремия была основана в 2016 году. Тогда я был студентом, который просто загорелся этой идеей, искал спонсоров, участников. Преимущество данной кинопремии было в том, что она так и называлась «Первая национальная кинопремия». Активно подхватили СМИ и маркетологи различных компаний. Участвовали как любители, так и профессионалы. Под “профессионалами” тут следует понимать людей, которые в той или иной степени занимаются съемками. Те же операторы и люди из свадебной индустрии», – рассказывает Далгатов. – «Заявки были абсолютно разнообразны. Конкурс мной лично задумывался так, что было бы неплохо снять короткометражку. Знал, что такого конкурса у нас нет, не проводится в республике и решил: “Почему бы не попробовать самому его провести?” Людей эта идея зацепила, они начали изливать свое творчество на кинопремии. Нам прислали как совсем слабые фильмы начинающих операторов, так и фильмы ”крепких среднячков” дагестанской киноиндустрии».
Далгатов отметил, что проект национальной кинопремии не имел господдержки. Бюджет на проведение мероприятия всегда был очень скромным. В основном это частные инвестиции. В прошлом году он не состоялся, однако Далгатов рассчитывает на то, что в этом году удастся провести мероприятие, ведь результатом его может стать открытие новых талантов. Так, например, есть опыт, когда участники кинопремии чувствовали любовь и симпатию зрителей, начинали во все это вникать, потом впоследствии уезжали на курсы.
Такое мероприятие как национальная кинопремия вызвало интерес не только у жителей Дагестана. На одном из мероприятий участвовала команда из Чечни. По словам Далгата Далгатова, они выиграли приз зрительских симпатий. Также принимал участие молодой режиссёр из Ингушетии.
Как правило, до финала допускалось не больше 10 работ. Участники могли побороться во всех номинациях. Самой «молодой» номинацией является приз зрительских симпатий. Он появился после проведения Второй национальной кинопремии.
«Помимо опыта в выступлении на подобного рода мероприятии победитель получал довольно весомый приз от спонсора. Иногда это были денежные призы, иногда мы дарили камеры».
«Если судить о дагестанском кинематографе через призму кинопремии, то можно сказать, что она очень сильно двигало его. С каждым годом качество работ становилось все выше и выше. Количество участников становилось все больше и, конечно же, их география расширялась. Увеличивается хронометраж фильмов», – заключил Далгатов.