Главная страница » Записи » Полторы тысячи километров за 3 года: нацпроект «Безопасные дороги» на Кавказе

Полторы тысячи километров за 3 года: нацпроект «Безопасные дороги» на Кавказе

С 2019 по 2021 год реализация национального проекта позволила отремонтировать и ввести в эксплуатацию более 1,5 тысячи км автомобильных дорог на территории Северного Кавказа (без учета других федеральных и местных программ). На это было потрачено 29 млрд рублей, из них почти 15 млрд – из федеральной казны, остальные – из региональных бюджетов.

Автор Гамид Гитинов

В нынешнем году в СКФО планируют привести в нормативное состояние еще около 500 км дорог. Проект предполагает как ремонт дорожного покрытия и строительство дорог, так и улучшение их обслуживания, повышение безопасности на дорогах и комфортности для перевозок пассажиров и грузов.

Качественная дорожная сеть не только повышает безопасность дорожного движения. Дороги – критически важный фактор для развития экономики, а вместе с тем и повышения благосостояния жителей региона, на что указывает дагестанский грузоперевозчик Расул Ахмедов:

«Дороги – это мой хлеб, я зарабатываю перевозкой грузов по нашей республике, в соседние тоже выезжаю. От состояния дорог напрямую зависит мой заработок: если дороги плохие, то и ремонт машине чаще нужен, и детали чаще покупать, а это деньги, которые нужно вычитать из дохода… Не только заработок, настроение, самочувствие зависят! Кому понравится постоянно трястись по разбитому покрытию? По хорошей дороге и ехать безопаснее, меньше шансов в аварию попасть. Поэтому, конечно, меня изменения последних лет радуют, хочется только, чтоб не останавливались на этом, для дорожников работа еще найдется».

Республика Дагестан

В рамках национального проекта отремонтировано и введено в эксплуатацию за три года более 269 км дорожного покрытия, установлено почти 300 светофоров, на что было потрачено 5,14 млрд рублей. План работ на 2022 год предполагает ремонт еще 70 км в 5 районах республики.

В Дагестане действуют и другие программы регионального уровня, связанные с национальным проектом: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Мой Дагестан – мои дороги». Важная задача – снижение нагрузки на особенно загруженные участки дорожной сети, которая не справляется с увеличивающимся автомобильным потоком в республике. При выборе участков строительства и ремонта учитываются актуальные потребности региона, в том числе – возросшая туристическая активность.

К примеру, капитальный ремонт автодороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – Верхний Гуниб в 2022 году сделает еще один загруженный участок четырехполосным. Эта дорога соединяет горные районы и центральную часть Дагестана со столицей. Реконструкция объезда поселка Манаскент позволит связать аэропорт «Уйташ» современной дорогой с южной частью республики и, что важнее, разгрузить на этом участке федеральную трассу «Кавказ».

Нацпроект охватил также столицу республики, из 105 км отремонтированных в 2021 году дорог 54 пришлось на крайне загруженную улично-дорожную сеть Махачкалы. В 2022 году ремонт затронет еще 21 км махачкалинской сети. В перспективе планируется строительство дороги в обход города для развития международного транспортного коридора «Север – Юг». Финансирование на разработку проектно-сметной документации открыто, строительство обхода спасет дагестанскую столицу от транзитного транспорта.

Республика Ингушетия

С 2019 по 2021 год в ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» введено в эксплуатацию более 89 км автодорог, стоимость работ составила 1,7 млрд рублей.

В 2022 году Ингушетия первой в России завершила запланированные работы, досрочно проведя капитальный ремонт и реконструкцию 13 объектов протяженностью 17,3 км еще в середине года. Работы затронули автомобильный мост и мостовый переход через реку Сунжа, что позволило разгрузить центральные улицы одноименного города. Мост из современных материалов был возведен всего за два месяца.

До 2024 года запланированы реконструкция и ремонт свыше 150 км дорог региона и дорожной сети столичной агломерации «Магас – Назрань». В этом году в Назрани капитальный ремонт охватил 6 улиц, в следующем охватит еще 4, при планировании были учтены обращения горожан.

Кабардино-Балкарская Республика

289 км автодорог за 3 года было введено в эксплуатацию благодаря национальному проекту в Кабардино-Балкарии, расходы составили 5,4 млрд рублей. В 2022 году число обновленных в рамках нацпроекта дорог увеличится почти на 100 км.

К осени был завершен капитальный ремонт самого большого объекта плана в этом году – улицы Кабардинской. Это важная въездная магистраль Нальчика, которая соединяет центр столицы с микрорайонами. Новое дорожное покрытие уложено на 21 объекте, в сельских поселениях автодороги оснастили современным освещением, в порядок приводятся 5 мостов.

Республиканские власти на этом не останавливаются и привлекают средства из других государственных программ, что позволяет превышать планы. В прошлом году дополнительные субсидии позволили привести в нормативное состояние сверх плана нацпроекта 70 км дорог, в этом году еще 30 км будут отремонтированы за счет других источников.

Карачаево-Черкесская Республика

С 2019 по 2021 годы в рамках национального проекта в Карачаево-Черкесии было обновлено свыше 88 км автодорог, объем финансирования составил 2,5 млрд рублей. В этом году будут отремонтированы 43 км дорог и четыре моста.

Один из них, через реку Джегуту, связывает Малокарачаевский район с остальной частью республики. Работы на сложном объекте длиной 106 метров будут полностью завершены в следующем году, сейчас ему устраивают новые опоры и новые берегозащитные сооружения.

К 2024 году власти намерены привести в нормативное состояние половину межмуниципальных дорог региона и 85% дорожной сети Черкесска. Останавливаться на этом не планируют, новая программа дорожного строительства на 2023-2027 годы будет синхронизирована с национальным проектом «Безопасные качественные дороги».

Республика Северная Осетия – Алания

В Северной Осетии за три года реализации нацпроекта было отремонтировано 205 км автодорог за 3,27 млрд рублей. В 2022 предусмотрено приведение в нормативное состояние еще 65 км, большая часть их них – трассы регионального значения. Работы будут проведены на 34 дорожных объектах.

Во Владикавказе в этом году завершились ремонтные работы на одной из столичных улиц – Ватутина. Дорога соединяет город с региональной трассой, которая ведет к Моздоку. Здесь установлено новое покрытие, обновлены светофоры, устроена пандусы на перекрестках. В прошлом году в городе обновили 20,5 км улично-дорожной сети, в этом к ним прибавят около 15. К концу 2024 года в республике также планируется в два раза увеличить количество камер фиксации нарушений правил дорожного движения.

Ставропольский край

415 км дорог обновили в Ставропольском крае в 2019-2021 годах, на что было затрачено 5,8 млрд рублей. План на 2022 год – охватить национальным проектом и входящим в него проектом «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края» еще 132 км на 45 краевых трассах, входящих в Ставропольскую городскую агломерацию.

В столице края, помимо прочего, модернизированы 17 оживленных перекрестков. В Ставрополе в текущем году оборудовали пятый проекционный пешеходный переход: световая разметка хорошо видна издали в любую погоду и дополнительно подсвечивает пешеходов, что значительно повышает безопасность на дороге в темное время суток.

Чеченская Республика

На реализацию национального проекта по повышению безопасности дорог Чечне за 3 года было выделено 5 млрд рублей, что позволило привести в нормативное состояние 207 км дорожного полотна. В этом году модернизация коснется еще 76,2 км дорог и 5 мостов. 9 запланированных объектов расположены на региональных дорогах, остальные 68 – на территории Грозненской городской агломерации, в которую входят города Грозный и Аргун. На дорогах будут установлены 2 606 дорожных знаков и 152 пешеходных перехода.

Национальный проект «Безопасные и качественные дороги»

Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» входит в число инициатив федерального масштаба, которые были приняты в России в 2018 году по трем приоритетным направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

За прошедшие три года в рамках реализации нацпроекта в России было построено, отремонтировано и реконструировано почти 50 тысяч км дорог, установлено более 8 тысяч светофоров и 424 тысячи дорожных знаков. Для повышения безопасности дорожного движения было устроено свыше 2,5 млн погонных метров барьерных и 817 тысяч метров пешеходных ограждений, 2,3 млн погонных метров освещения и 43 млн метров разметки.

Один из основных целевых показателей проекта – доведение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, до 85% к 2024 году. Но самое важное – это жизни людей, количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях будет снижено с показателя 13 (в 2017 году) до 8,4 (в 2024) на 100 тысяч населения. На конец 2022 года показатель уже снижен до 9,59 случаев.

Отдельное внимание проектом уделяется автодорогам, которые ведут к социально значимым объектам, при реконструкции учитываются мнения местных жителей, с их пожеланиями, отправленными через официальные интернет-ресурсы, готовятся планы работ на следующие года. Желающие могут выступить общественными контролерами или в режиме онлайн изучить, какие работы были проведены и проводятся в регионе прямо на карте.

Основой для национального проекта «Безопасные качественные дороги» стал приоритетный проект, который был реализован в 2017-2018 годах в 36 регионах страны. С 2019 года федеральная инициатива охватила уже 83 региона страны (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), а в прошлом году в него включена Санкт-Петербургская городская агломерация. Первоначально проект был рассчитан до 2024 года и включал в себя четыре федеральные программы: «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России». На сегодняшний день проект продлен до конца 2030 года, в него включили еще две федеральные программы: «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети».

Так же будет интересно