Главная страница » Женщины-казачки

Женщины-казачки

Автор alieva.amina

Роль женщины в казачьем обществе

Александр Иванович Ригельман, русский военный, инженер-генерал-майор и первый историк казначейства, в XVIII веке описывал женщин-казачек следующими словами:

«Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

К сожалению, в современное время мало сохранилось исторических документов, в которых идет описание первых казачек. Но по некоторым сохранившимся историческим данным можно примерно описать роль женщины среди казаков.

В казачьем обществе женщинам всегда отдавалась своя особая роль – роль матери, жены и сестры. Казачка в древние времена объединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу. Женщина-казачка являлась верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В нелегкое время войн и захвата территорий казачка могла встать рядом с мужчинами из своей общины с оружием в руках на защиту своего домашнего очага и семьи. По ее поведению судили о том, что из себя представляет любой мужчина из ее семьи, будь то ее муж, брат или отец.

В «Статистическом описании Области Войска Донского», которое издавалось в 1884 году, было написано следующее о женщине из казачьего общества:

 «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и всё делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных».

 

Отношение к женщине среди казаков

 У казаков было принято относиться с уважением к женщине, какой бы она не была, и защищать ее, причем эта роль не заканчивалась на ее близких родственниках-мужчинах, но и всех казаков из ее общины.

В повести казачьего писателя Гария Немченко описывается один из примеров защиты женщины в казачьей среде:

 «В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его».

Наряду с духовным идеалом в качестве Бога и помощницей – Богородицей, казачка отдавала особую роль своей семье и подворью. Она чувствовала ответственность перед Богом за семью, правильное воспитание детей, отношение к родителям и хорошее содержание подворья.

У казаков считалось, что родительницы в качестве жены и матери смогут замолить грехи мужчины. Родительницами назывались даже маленькие девочки, которые были будущими женами и матерями.

Немецкий медик, химик, натуралист, этнограф, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств известный в России как Иван Иванович Георги в своих воспоминаниях писал следующее об отношении казаков к своим женщинам:

 «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».

 

Женщина-казачка в семье

 Женщина в казачьем обществе играла большую роль в сохранении семейных ценностей. На нее была возложена обязанность воспитания детей. Пока мужчины были в военных походах, дети с малых оставались с матерью, впитывая от нее любовь к родной земле, к своему народу и чувство патриотизма.

У казаков женщина была продолжательницей рода, за ней значилось будущее всего народа. Казачка должна была быть уважаемой перед всей общиной, за ее защиту, как уже отмечалось, выступали не только муж, брат или отец, но и все мужчины со всего хутора или станицы.

У казаков женщина не вмешивалась в дела мужчин, также и наоборот. Несмотря на отведенное казачке важное значение в жизни, она понимала, что мужчине все-таки принадлежала главенствующая роль.

В качестве эталона взаимоотношений мужа и жены были Священные Писания, произносимые при венчании: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа».

Казачки в обществе

У казачек были свои правила, придерживаясь которых они должны были находиться в обществе. Женщине-казачке было грехом и позором ходить с непокрытой головой на людях. Также в прошлые времена строго порицалось ношение казачкой мужской одежды. Женщине было непристойно выглядеть как мужчина.

К женщинам в казачьем обществе обращались «мамаша» или «сестра», если это молодая девушка. Также взрослые казаки, обращаясь к младшей по возрасту казачке, говорили «дочка» или «внучка», даже если она не являлась им родственницей.

При разговоре с женщиной у казаков было принято вставать, а если она была пожилой, требовалось снимать головной убор в знак уважения к ней.