Главная страница » Блоги » Памятка по маркерам употребления психоактивных веществ обучающимися в образовательной организации

Памятка по маркерам употребления психоактивных веществ обучающимися в образовательной организации

Автор Ева Адамова

Зависимость от употребления ПАВ формируется постепенно, часто этоне замечают родители и педагоги, поэтому перед нами стоит задача знать, по каким  признакам  можно  определить  формирующуюся  зависимость  и  что может спровоцировать развитие пагубной привычки у ребенка. 

Причины, которые могут подтолкнуть ребенка к употреблению ПАВ:

— любопытство (хотят все попробовать, узнать новое);

— попытка уйти от того, что беспокоит ребенка, с чем ребенок не может справиться, желание «успокоить» себя, «забыться»;

— желание быть авторитетнее, быть похожим на значимого товарища, может быть, даже личный пример родителей и т. д.;

— бессознательный способ привлечения внимания родителей, ответ на постоянное давление со стороны родителей, неумение справиться с давлением (проще быть «плохим», чем стать «хорошим»);

—  безделье,  отсутствие  каких-либо  занятий  либо  обязанностей,  в результате — эксперименты от скуки.

Стоит  обратить  внимание  и  на  факторы  риска,  способные спровоцировать употребление психоактивных веществ:

—  особенности  характера  ребенка  (эмоциональная  неустойчивость, импульсивность  нестабильность  отношений,  преобладающие  чувства одиночества,  пустоты,  неприятие  и  недопонимание  социальных  норм  и ценностей, недостаточный самоконтроль и самодисциплина и т. д.);

— сложная семейная ситуация (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.);

—  склонность  к  различному  ненормативному  поведению (агрессивность, воровство, прогулы, аутоагрессивное поведение и т.д.);

— наличие задержки психического и физического развития;

— негативное окружение подростков, групп сверстников с осложненным поведением;

—  злоупотребление  спиртными  напитками  и  наркотическими веществами в семье ребенка.

Обращаем  внимание  на  то,  что  если  при  изучении  этого  аспекта обнаружены  похожие  обстоятельства,  то  их  следует  рассматривать  в комплексе с причинами, так как наличие только указанных факторов риска не означает наличия у ребенка статуса употреблявшего ПАВ, а говорит о том, что он находится в «группе риска» и что при определенных условиях может быть склонен к их употреблению.

ПРИЗНАКИ

Для  определения  того,  употребляет  ли  ребенок  психоактивные вещества, нужно обратить внимания на физическое состояние и внешний вид ребенка, а именно:

— внешний вид и поведение в той или иной мере напоминают состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;

—  незнакомый  странный  запах  от  волос,  кожи,  выдыхаемого  воздуха, одежды;

— нарушение сна: много спит или перестает спать; спит очень глубоко, огромные сложности с пробуждением;

—  изменение  двигательной  активности:  усиленная  жестикуляция, избыточность  движений,  неусидчивость  или  обездвиженность,  вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

— периодически много ест или совсем теряет аппетит;

— изменение  координации  движений:  их  плавность,  скорость, соразмерность  (размашистость,  резкость,  неточность),  неустойчивость  при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;

— изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;

—  изменения  глаз:  блеск  глаз;  сильно  суженные  или  сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет; периодическая смена цвета глаз (красные, помутневший белок);

—  изменение  слюноотделения:  повышенное  слюноотделение  или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

— изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.

Настораживающие признаки употребления ПАВ в психологическом состоянии ребенка и его окружении:

—  резкие  изменение  настроения:  беспричинное  веселье,  смешливость, болтливость,  злобность,  агрессивность,  явно  несоответствующие  данной ситуации;

—  замкнутость  в  отношениях  с  родителями,  незаинтересованность происходящими  в  семье  событиями;  —  проведение  свободного  времени  в незнакомых компаниях;

—  частые  «зашифрованные»  телефонные  разговоры  с  незнакомыми людьми;

—  резкое  снижение  успеваемости,  увеличение  количества  прогулов занятий;

—  потеря  интереса  к  обычным  развлечениям,  привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;

— потеря старых друзей, нежелание находить новых;

— постоянно просит денег, не говорит на что;

—  долгое  отсутствие  дома,  при  этом  из  дома  пропадают  вещи;  — изменение речи, появление незнакомых слов, использование сленга;

—  избегает  раздеваться  даже  на  пляже,  постоянно  ходит  в  одежде  с длинными рукавами, даже в летнее время;

— стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

— появление среди вещей папирос; кусочков фольги; приспособлений, похожих на курительные трубки, только меньших размеров; капель для глаз; шприцы в и других принадлежностей медицинского характера.