Главная страница » Блоги » Казаки в литературе: от былин до образов, изменивших мир

Казаки в литературе: от былин до образов, изменивших мир

Автор Mari

Недаром говорят, что литература – лучшее отражении истории народа.

Самое раннее упоминание о казаках в литературе датируется еще X веком и уходит своими корнями в древнерусские былины и предания. Так,  до нас дошли героические описания первых казаков, защищающих Отечество – былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» повествует о старом казаке Илье Муромце, давшем отпор Хазарскому каганату.

Спустя 6 веков в «Сказании о Мамаевом побоище» упомянуты неизвестные люди «воинского сословия, зовомие донски козаци». Именно донские казаки пришли на выручку князю Дмитрию Донскому, взяв в руки икону Пресвятой Богородицы.

Уже в XVII веке в русской литературе появляется произведение, ярко отражающее уклад жизни и образ героя-казака  – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Конечно, говоря о литературе, невозможно не вспомнить многочисленные баллады, так называемые «казацкие думы», казачий фольклор. Примечательно, что казачьи исторические песни занимают две трети текстов русского воинского фольклора.

В конце 18 века донской казак, дипломат и священник Алексей Евстафьев открыл для мировой литературы целую серию исторических драм, посвященных казакам – «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж»,  «Преимущества России в случае войны с Францией».

Яков Кухаренко – автор первой летописи кубанского казачества первым рассказал о быте кубанских казаков конца 18 века, когда они начали активно заселять кубанскую равнину.

Семейные драмы, героизм и традиции казаков отразил в своем произведении «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь. Именно Гоголь сумел передать одно из главных качеств настоящего казака – разносторонность и умение всегда идти навстречу опасности с открытым забралом. Для главного героя произведения – Тараса Бульбы в жизни были три главных составляющих – христианская вера, любовь к Родине и товарищество.

Главным идеалом казаков времен Гоголя был патриотизм, которому они служили беззаветно.

Не оставила равнодушными казачья тема и представителей золотого века русской поэзии – Михаила Лермонтова и Александра Пушкина.

Весомый вклад в историю казачества внес автор «Толкового словаря живого великорусского словаря» Владимир Даль, который активно собирал казачьи сказки и былины.

Но, настоящим венцом в «казачьей» литературе, безусловно, является бессмертное произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон», повествующее о целой эпохе страны. Центральный образ героя произведения Григория Мелехова называют «открытием в мировой литературе».

Его прототипом, по мнению литературоведов, является казак Харлампий Ермаков, расстрелянный по решению коллегии ОГПУ в 1927 году. Сам же Шолохов при жизни не опровергал и не подтверждал эту версию.

Мелехов являет собой образ казака нового поколения, на долю которого выпала жизнь в суровое лихолетье.  Это один из немногих героев в литературе, который берет на себя всю историческую ответственность. Герой размышляющий, ошибающийся, но  несущий в себе основные казачьи черты – смелость, любовь к родине, веру.