Девяносто пятый театральный сезон в дагестанском Русском театре им. М. Горького начался в непривычном формате. Республиканский Роспотребнадзор из-за существующей угрозы распространения коронавируса буквально на днях наконец разрешил открыть театры (при условии, что залы будут заполнены на 25%). Всю осень спектакли шли в режиме онлайн. И не просто спектакли – Международный фестиваль русских театров, который традиционно раз в два года собирает в Махачкале коллективы Северного Кавказа, центральной России, ближнего и дальнего зарубежья, тоже состоялся практически в «прямом эфире».
В середине октября на фестиваль в Дагестан приехали не только театральные коллективы, но и известные российские театральные деятели: заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский, театральный критик Елена Покорская, актер, режиссер и телеведущий Александр Мягченков и режиссер Ювеналий Калантаров. Они вошли в жюри. Победителей среди участников не выбирали, однако каждый коллектив после показа слушал мнения экспертов. Звучала и конструктивная критика, и одобрительные комментарии, и пожелания к будущим показам.
В этом году событием на фестивале – взволновавшим всех, самым обсуждаемым по итогам — стала постановка принимающей стороны. О спектакле «Ричард III» режиссера Дмитрия Павлова критики говорили и спорили не только в отведенный для этого час после показа, но и во время последующих завтраков, обедов и ужинов, по дороге из театра в гостиницу, из гостиницы в театр, и – скажу по секрету – даже в антрактах во время других показов. Это и не удивительно. Такая же бурная реакция на постановку и у зрителей со дня премьеры. После каждого просмотра — ажиотаж на страничках учреждения в социальных сетях. «Когда будет следующий показ?», — самый часто задаваемый вопрос, возникающий в потоке восторженных комментариев.
Члены жюри, четыре часа смотревшие спектакль на большом экране, сошлись во мнении, что «Ричард III» – лучшее из всего, что было представлено в этом году. Секрет успеха спектакля, выпущенного не в стенах одного из театров центральной России, а в республике, где театральная жизнь обычно не кипит, заключается, по мнению жюри, в режиссерском таланте создателя.
Дмитрий Павлов не только режиссер постановки: ему принадлежит и сценография, и музыкальное оформление.
«Этот спектакль – огромная удача, — говорит телеведущий, режиссер Александр Мягченков, – однозначно украшение репертуара театра».
Во время обсуждения эксперт назвал работу «профессиональной, очень индивидуальной и качественной». Режиссер, по его мнению, разрушил все существующие штампы и заставил зрителей думать – «потому что каждая картина, каждая музыкальная композиция вызывает ассоциативный ряд». Мягченков даже предложил номинировать постановку на театральную премию «Золотая маска».
Театральный критик Елена Покорская отмечает, что «четырехчасовая махина» смотрится с большим интересом, удерживает внимание зрителей на протяжении всего времени и воспринимается как серьезное произведение. «Ричард III», считает она, «эпическое полотно, созданное режиссерскими выразительными средствами».
На обсуждении Елена Покорская представила объёмный анализ спектакля. Начала со сценографии: «Перед нами открывается большое глубокое сценическое пространство. Оно говорит нам о том, что действие происходит во вневременном мире. Это может быть крепость любого исторического периода, и в силу того, что здесь фактура грубых прямоугольных бетонных балок, это может быть любое недостроенное здание современного периода. Действие происходит всегда. Это история тирании, тотального злодейства, которая может существовать в любой исторический период. То, что режиссер заявил такой облик спектакля, выносит действие на иной уровень».
Елена Покорская отметила и работу художника по костюмам Веры Агошкиной. «С одной стороны, костюмы стилизованы под эпоху, с другой – созданы в высоком трагическом стиле», — заметила она.
Больше всего критика впечатлило то, как в спектакле работает цвет: «Символика цвета очень точно продумана. Спектакль создан в классической трагической гамме: три цвета – черный, белый, красный. Белый цвет – жертв, черный цвет – хора (как сторонников, так и противников Ричарда) и красный – цвет крови – на протяжении спектакля постепенно наращивается. Мне кажется, очень здорово придумана и сыграна пара актеров, изображающих двух убийц. С масками, с кровавыми перчатками, с особой угловатой пластикой. Это делается очень аккуратно, почти даже незаметно. Но эти две фигуры дирижируют оркестром смерти. В самом начале Кларенса (первого по сюжету, чью смерть спланировал Ричард) заливают кровью, и дальше каждая жертва на пути главного героя умирает в руках этих двух убийц по-особенному, но всегда возникает либо красный шнур, либо шар. Красную полосу из Бэкингема вытягивают словно распоротые внутренности и потом заматывают ими его голову. Это придумано очень точно и изящно. Цвета работают так же осмысленно и сильно, как отдельные актерские фигуры».
Среди актерских фигур Е. Покорская выделила исполнителей ролей жертв Ричарда. «Это Кларенс, лорд Хастингс, Бэкингем. Бэкингем (народный артист Дагестана Имам Акаутдинов) – особенно сложная фигура, льстивая, выгибающаяся, думающая о своей пользе. Но самое главное – трудно играть героев благородных. Надо сказать, что жертв, которые стоят на пути Ричарда, актерам удалось создать очень ярко и точно».
Трагедия, по словам Елены Покорской, решена современными постановочными театральными средствами, многие из которых зритель осознает уже потом, после просмотра, думая о спектакле (ведь о нем хочется думать). Критик восхищается и прекрасно придуманными мизансценами. Особенно последней – кошмару Глостера, когда на сцене появляются все убитые им персонажи.
Председатель жюри Валерий Подгородинский тоже обращает внимание на сценическое оформление, называя его «вневременным», а саму постановку – событийной. В. Подгородинский на обсуждении спектакля похвалил «интересное музыкальное решение, которое создавало ощущение музыкального времени; фантастические костюмы».
«Дмитрий Павлов придумал великолепный спектакль. Я был погружен в него, — сказал эксперт. — То, что происходит на сцене – интересно. У меня появилось желание спросить у Дмитрия, где он ставит спектакли в Москве, и непременно прийти к нему».
На протяжении действия на сцене происходит череда убийств. Умирают претенденты на трон и люди, которые просто мешают главному герою этот трон занять.
Валерий Подгородинский, соглашаясь с другими членами жюри, восхитился тем, как созданы фигуры убийц, как придуманы убийства и как они все отличаются друг от друга.
Сошлись критики на том, что спектакль можно обсуждать очень долго – много спорить и анализировать. А это – самый верный признак того, что спектакль удался.
В ноябре «Ричарда III» впервые показали вне стен родного театра – постановка отправилась на гастроли в Республику Коми и произвела не меньший фурор. Зрители Академического театра драмы им. Савина в Сыктывкаре дагестанский театр не забудут еще долго.
Тем временем дагестанские театралы дождались открытия культурных учреждений, чтобы скорее вновь увидеть работы Дмитрия Павлова — самую долгожданную постановку «Ричард III» в Русском театре и «Хануму», которая каждый раз собирает полные залы в Кумыкском театре. Зрители не могут забыть и его детскую сказку «Чиполлино», и сценическую кантату «CarminaBurana». Но больше всего интригует будущее – режиссер продолжает создавать яркие, талантливые спектакли на сцене дагестанских театров. Театральный год, если вирус позволит, будет насыщенным. Уже готова к показу премьера Дмитрия Павлова в Русском театре. Показы комедии «Арт» по пьесе французского драматурга Ясмины Реза запланирован на 6 и 13 декабря. Вернувшись с гастролей, режиссер начал работу над спектаклем «Страх и отчаяние в Третьей империи» по пьесе Бертольда Брехта. А еще известно, что в Дагестанском театре оперы и балета в скором времени можно будет увидеть его оперетту «Севастопольский вальс».
Автор: Карина Алибекова