Основой для особого режима хозяйственной деятельности служит предоставление участникам различного рода льгот и преференций. Льготы, в свою очередь, выполняют функцию стимулятора для привлечения хозяйствующих субъектов к ведению предпринимательской деятельности на рассматриваемой территории, экономика которой нуждается во вложениях.
Еще в 2014 году был принят Федеральный закон №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», а в декабре 2022 года была утверждена его новая редакция, в которой изменена терминология — «Территории опережающего развития».
«В исследованиях, посвященных ТОР, отмечены основные преференции, предоставляемые резидентам, действующим на территории ТОР: налоговые льготы, финансовые преференции и административные преференции.
На основе проведенного экспертами анализа можно сделать вывод, что территории опережающего развития — это территориальные точки инновационного развития, на которых действует целый комплекс инновационных мер, которые направлены на устойчивое развитие всей территории, производства и логистики», — сказала завкафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Валерия Браткова.
Территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет, но срок ее существования может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
«Разрешение вопросов пространственного развития в Российской Федерации осложняется текущей политической и экономической ситуацией: введёнными санкциями, недостаточно высоким уровнем развития промышленной и транспортной инфраструктуры, дефицитом бюджетов регионов, низкой эффективностью инструментов стимулирования развития и, как следствие, низкой инвестиционной привлекательностью некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Естественным в этой ситуации выглядит поиск новых драйверов роста. И достаточно перспективным инструментом здесь становится создание и развитие ТОР», — отметила завкафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Валерия Браткова.