Главная страница » Блоги » «Я сражался за родину и за Лиду»

«Я сражался за родину и за Лиду»

Автор Солдат Победы

 Актерская династия Боярских подарила кинематографу множество блистательных ролей. А всего этого могло и не быть…

 Записавшись добровольцем на фронт, студент первого курса Ленинградского театрального института Николай Боярский думал, что к осени уже вернётся и продолжит учебу. Победу Николай Боярский встретил в Кёнигсберге — всю Европу прошагал с пехотой, был награждён медалями, двумя орденами Славы и орденом Красной Звезды. Имя твое…

Через всю войну… Ее звали Лида Штыкан, даже уходя на фронт, он не рассказал Боярский не рассказал  о своих чувствах. Но взял с собой ее фотокарточку, которую всегда носил в кармане гимнастерки. Через много лет актер скажет: «Я сражался за Родину и за Лиду».

Картинки по запросу николай боярский

Он не любил рассказывать о войне, но его боевом прошлом лучше всего рассказывают его наградные листы.

«…При штурме Турецкого вала 3.11.43 года проявил мужество и отвагу, уничтожив 3-х гитлеровцев».


«…17.08.44 года в боях за плацдарм на восточном берегу реки Веыта в районе села Сурьмини из автомата и гранатами уничтожил 6 гитлеровцев».

«…10 октября 1944 года в бою за местечко Михельсакутен он, одним из первых ворвавшись в местечко, уничтожил шофера противника, пытавшегося завести и угнать одну из автомашин. 12 октября в районе Клумбен он, огнем своего автомата уничтожив 11 солдат противника, не дал большой группе вражеских автоматчиков переправиться через реку и ударить во фланг нашим подразделениям».

«…В бою 24.01.45 г. в районе Христоплатен, при отражении контратак противника, он лично сам вел огонь из ручного пулемета и уничтожил 12 солдат противника… 25.01.45 г. в районе Тайт он, преследуя отступающего противника, зашел к нему в тыл и, перерезав своим отделением дорогу, рассеял и частью уничтожил до взвода вражеской пехоты. Сам сержант Боярский в этом бою уничтожил из личного оружия 6 гитлеровцев».

«…8.04.45 года в районе Кляйн Амалиенау он, обнаружив в одном из домов вражеского снайпера, подкрался к нему и уничтожил его из автомата. В этом же доме он взял двух пленных. В этот же день в районе Зоологического сада в одном из зданий старший сержант Боярский уничтожил из автомата 6 гитлеровцев и 14 взял в плен, доставив в штаб»

А вот что рассказывает о своём дяде актёр Михаил Боярский:

«Мой дядя Николай Александрович был скуп на воспоминания о войне. Возможно, он говорил о войне с теми, кто ее пережил и понимал. У него были две смешные истории о войне, приготовленные специально для творческих встреч со зрителями. Про осла, который «служил» у них в батальоне и всегда чувствовал, когда начнется обстрел. Перед обстрелом осел начинал дрожать мелкой дрожью. А вторая история — о том, как во время форсирования Днепра наши солдаты нашли склад гробов и на этих гробах, словно на лодках, плыли по реке. Немцы увидели плывущие гробы и с перепугу драпанули.
Но были и реальные страшные истории…
Наши войска сдали Ростов-на-Дону. Немцы взяли в плен тысячу советских солдат и показательно провели их по главной улице города. Мокрые солдатские сапоги задубели на холоде. Идти было трудно. Когда кто-то падал — немецкие автоматчики расстреливали обессиливших. Местные жители, стоявшие вдоль дороги, кидали солдатикам хлеб, ставили ведра с водой. Дядя шел в крайнем ряду. Когда автоматчик отвернулся, кто-то дернул его за рукав и затащил за спину горожан. Немцы не заметили, как его выдернули из толпы пленных. Приютила дядю донская казачка Матрена Ивановна. Она две недели прятала его у себя с риском для жизни, отнеслась как к сыну. Когда наши заняли Ростов, всех пленных немцы расстреляли. Получается, что дядя спасся чудом.
В их роте служил порядочный политрук, прибывший тоже из Ленинграда, который в личном деле написал, что дядя совершил побег из-под конвоя. Если было бы записано, что он попал в плен, уже не немцы, а свои могли бы его отправить в штрафбат, а то и хуже… Но все равно за этот «эпизод» его разжаловали из сержанта в рядовые.
В мирной жизни у дяди было два пиджака — один на все случаи жизни, а на другом висели его медали и ордена. Этот пиджак он надевал только 9 Мая. В День Победы дядя с утра шел в церковь, оттуда — в кафе выпить шампанского, а потом домой. В этот день к нему приходила вся родня, ну и я, разумеется. Он позволял себе быть героем только 9 Мая. А ведь геройских поступков он совершил много: например, орден Славы получил за то, что во время боя под обстрелом смог найти место разрыва перебитого провода, соединить его и восстановить связь между боевыми расчетами»
.

Использованы материалы  информационного ресурса Подвиг народа