Главная страница » Блоги » Ищите мудрость в простоте

Ищите мудрость в простоте

Автор alieva.amina

(Абрек — проповедник, мой отец и ценный совет)

Когда беседую с отцом, он и не подозревает, что я некоторые его истории записываю и с вами делюсь. Иначе наступит конец нашей беседе. Он не любит, когда от него ждут ответы на вопросы, приходится ждать, пока он сам разговорится. Иногда я за столом, во время ужина или чаепития бросаю ему тему и жду, что он начнет рассказ из жизни. Но не всегда он реагирует на это. Все зависит от расположения духа отца, хочет он рассказывать что-либо или нет. Сегодня он долго был в раздумьях, по выражению лица я чувствовал, что назревает беседа. Я бросил пару вопросов на засыпку и ждал. Разговор пошел.

– В селении Тохота, где я работал директором школы в середине 70-х годов прошлого века, был один набожный человек, – начал отец.

– Нурмухаммад? Ученый-богослов… я слышал, что он еще при советах учился то ли в Самарканде, то ли в Бухаре, – говорю я, чтобы поддержать разговор.

– Нет. Я не о нем. Нурмухаммад, о котором ты говоришь, был действительно ученый, очень чистый, набожный человек, отшельник, аскет. Он спал на тонком сумахе, фактически не спал, делал ибадат (богослужение) и все время молчал. Мало кому удавалось с ним беседовать. Сам он был юристом шариата, знал блестяще исламское право (фикъгьи). За два года моей работы в их селе лишь один раз услышал я голос этого человека, хотя многократно виделись в общественных местах. Он отвечал только тогда, когда с исламскими вопросами к нему приходили люди, но сам с проповедями никому не шел.

Меня заинтриговал ответ отца в начале беседы «не о нем, не о Нурмухаммаде речь», чувствовал, что будет рассказ о другом, необычном человеке.

Я вернул отца к нему.

– Был еще один набожный человек в Тохота. Его звали Х1авал Мух1ама. Он, как Нурмухаммад, с рождения религиозным не был, как оказалось. В молодые годы он попал в нехорошую компанию.

Был у него из того же Тохота друг — абрек, его тохотинцы называли Чехь Мух1ама (чехь — живот, пузо. Пузатый Магомед — перевод с аварского). Он тоже прятался от органов, они вместе с Х1авалав партизанили в молодости.

Крали коней, угоняли скот, что попадется, то и делали. Сам Х1авалав по натуре был добряком, человеком незлым. Он связался с абреками и, судя по всему, не мог от них уходить. В середине 30-х годов все бандформирования во всем Антратле и Цорских лесах были ликвидированы силами НКВД. Остались отдельные люди, которые не составляли большой угрозы для органов власти и не вышли к ним с повинной. Такими были Х1авалав и его друг абрек Чехь Мух1ама из Тохота. Они свободно приходили в село к родне, чуть что, убегали и уходили в Цор.

Однажды поздней осенью, когда они сидели на веранде одного из домов в Тохота, Х1авалав и Чехь Мух1ама видели, как двое работников НКВД перешли речку и направились в аул. Запустили их в аул и убежали обходными путями к реке Джурмут, надо было перейти реку через деревянный мост и оттуда направиться в Цор. Когда они дошли до середины моста, вышел человек на встречу и крикнул:

– Руки верх!!! Не двигаться!!!

Х1авалав сперва поднял руки, затем лег прямо на мосту лицом вниз и не шевельнулся. Его дерзкий друг резко повернулся обратно, как увидел и там человека с ружьем, словно камень, бросился в реку. Раздались выстрелы. С обеих сторон вдоль реки бегали НКВД и расстреляли его в реке. Х1авалава взяли живого. По рассказам тохотинцев, он объяснил милиции как-то свою невиновность и выпустили его после небольшого срока. Вот он жил в Тохота, когда я работал там. Каждый божий день направлялся к речке возле аула, там был небольшой навес в укромном месте, куда люди ходили молиться, там и пропадал он целыми днями. Однажды Х1авалав меня остановил и сказал:

– У меня корова упала с кручи. Говорят, государство дает компенсацию в таких случаях. Ты не можешь мне помочь, Исмаил, в этом вопросе? Там в районе мой язык не поймут и дальше порога меня не пустят, если пойду с этим вопросом, если можно, помоги.

– Я сдал необходимые документы в госстрах и мой приятель обещал как можно быстрее решить вопрос, – говорит отец и продолжает. – Потом сказали мне в Тохота, что Х1авалав получил деньги из госстраха. Я это большим делом не посчитал, это были положенные по закону ему деньги.

Прошло не очень много времени после этого. Была ранняя осень. Субботний день. После рабочего дня я сел на своего гнедого иноходца и направился в Салда, домой к себе. Как дошел к речке возле Тохота, вижу, Х1авалав возвращается со своего места и навстречу мне поднялся на дорогу. Я слез с коня, поздоровался, узнал о его самочувствии. На все вопросы с большим сабуром и благожелательностью отвечал. За все благодарил Аллаха старик. Я распрощался и хотел сесть на коня, он подошел, взял коня за узду и сказал:

– Исмаил, я ничего не забыл. Ты меня выручил в том вопросе, я деньги получил за корову…

– Да бросьте вы, дядя Мух1ама, это ваши собственные деньги, какая тут благодарность…

– Послушай меня, Исмаил, я старый, недолго проживу с сего дня. Жизнь на закате. Что я могу сделать за ваше добро? Денег у тебя больше, чем у меня, ты молод, при должности, я не знаю, что тебе дать…

Чтобы показать, что не стоит за эту мелочь говорить, я положил ногу в стремя седла и сел на коня. А Х1авалав все не отпускал узду, хотя конь мой копытом бил и хотел ветром унести меня с места. Он продолжает разговор снизу:

– Что я могу тебе дать? Я могу тебе один совет дать…

– Вот совет дать можно, – ответил я, чтобы поскорее направиться домой.

– Ты, Исмаил, никогда… никогда в жизни не пропускай намаз, это мой совет. Намаз не пропускай, если даже ты директор школы. Я молился, когда оказывался в кругу людей, которые молятся. Это знал он. Когда возвращался домой и оставался один, тоже молился, пропускал тоже очень много. Было время вопиющего невежества и безбожников. Из-за этого очерствели души и думал, я хоть когда получается молюсь, кругом ведь столько атеистов. Вот такие ухищрения шайтана заблудили нас.

С этим советом Х1авалав меня провел.

– Хорошо, дядя Мух1ама, не пропущу, не всегда получается из-за работы, постараюсь не пропустить, – ответил я, попрощался со стариком и на красивом коне-иноходце отправился в путь. Когда я оглянулся, он с большим трудом добирался до своего дома. Я был молод и полон сил. В кармане – деньги, под собой – конь-иноходец, хорошая для того времени одежда и, казалось, что я таким родился. Х1авалав будто всегда был старым. Над его советом «не пропускай намаз» я, одурманенный молодостью и стами граммами кахетинского, смеюсь и думаю: «Кто не знает, что молиться лучше, чем не молиться. Ну и совет у тебя Х1авалав».

Через пару лет я перевелся обратно к нам в Джурмут директором школы. Работал целых пятьдесят лет в образовании. Свою работу обожал, время пролетело как мгновение. Вышел на пенсию, начал размышлять о прошлом и осмысливать пройденный путь. Пришлось встречаться с очень многими умными, образованными людьми, с докторами наук, с высокопоставленными чиновниками. Много слушал доклады и конференции и сам по необходимости выступал. Когда все эти картины, лица, образы, люди, события, явления прокрутил в голове, подумал, что все самое ценное, самое важное и самое стоящее в моей жизни, оказывается, было ничтожеством и самообманом. Когда все пропускаешь через сито времени, как крупицы золота, остаются вот тебе – до безобразия простые слова Х1авалава из Тохота, над которыми я смеялся в возрасте 35 лет: «Вореха, Исмаг1ил, дулъа как толу гуй» (Исмаил, никогда ты намаз не пропусти).

Сегодня мне приходится с больными ногами по несколько часов мучиться после каждой молитвы, чтобы наверстать упущенное. Каждый раз я вспоминаю этого мудрого старца и делаю дуа за упокой его души. Совет-то он давал ценнейший, беда в том, что это понял слишком поздно. Х1авалав оказался самым мудрым человеком в моей жизни, – сказал отец и долго молчал.

И мы за столом молчали, ибо любое слово звучало бы бессмысленно. Как я понял, это был такой ненавязчивый, до безобразия простой совет мне и всем остальным, кто слушал отца… Тоже понимаем, но не всегда следуем совету – это уже другая тема.

Магомед Бисавалиев