Экспертное мнение доцента Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Ирины Долговой:
«В последние годы растет популярность комфортного отдыха на природе, связанная с ростом рынка глэмпингов (гламурных кемпингов). С момента появления в России первого глэмпинга в 2016 году наблюдается активный рост данного вида средств размещения, вызванный своеобразным вау-эффектом и практически полным отсутствием конкуренции. По оценке президента Ассоциации глэмпингов Ж. Кира, к июню 2024 года в стране насчитывалось 650 таких мест отдыха.
Новый тренд оказался очень привлекательным как для туристов, получавших уникальные впечатления в самых красивых местах, так и для предпринимателей за счет сокращенных сроков строительства и более быстрой окупаемости при государственной поддержке быстровозводимых модульных проектов.
Вместе с тем, возникшие проблемы в процессе становления рынка глэмпингов требуют принятия мер регулирования.
Первая проблема связана с тем, что понятие «глэмпинг» не закреплено законодательно. В результате туристы выбирают глэмпинг, ориентируясь на отзывы в интернете или рекламные фотографии, которые не всегда правдивы. При этом нужно отметить, что средний чек в этом формате жилья выше, чем в обычных отелях. в 2024 году цена за ночь в глэмпинге выросла на 21%, тогда как в отеле — на 11%. Можно предположить, что уже в следующем году спрос на такой отдых снизится, поскольку туристы не готовы платить больше за условия хуже, чем в отелях.
Оставляет желать лучшего и уровень сервиса. Как правило, персонал глэмпингов не обучен работе с клиентами, отсутствуют стандарты обслуживания, что вызывает справедливые нарекания туристов. И это также может привести к снижению спроса.
Для решения этой проблемы в Госдуме предложили рейтинговать глэмпинги аналогично отелям — ввести систему звездности. Справедливости ради отметим, что некоторые глэмпинги на своих сайтах указывают собственноручно присвоенные себе 3 или 4 «звезды», что, безусловно, вводит потенциальных туристов в заблуждение. В силу этого, предложение депутатов и сенаторов имеет под собой основу. Также очевидно, что классифицированные объекты попадают под налогообложение, и чем больше таких объектов — тем выше налоговые поступления в бюджеты муниципалитетов.
Вместе с тем, эксперты туристской отрасли считают преждевременным введение классификации и предлагают законодательно развести понятия «глэмпинг» и «кемпинг». Следующим шагом может стать разработка внутренних стандартов, закрепляющих требования к содержанию сведений об объекте, обязательной для информирования потенциальных туристов.
Вторая проблема логично вытекает из первой. Есть опасения, что небольшие глэмпинги не смогут выполнить условия классификации и уйдут в «серую зону», информация о них будет недоступной. В результате на востребованных направлениях снизится предложение доступных мест размещения, что особенно проявится в пиковый сезон, и пострадавшими будут туристы.
Еще одна важная проблема связана со структурой рынка глэмпинга. Государственная поддержка строительства модульных отелей привела к росту предпринимательства в этой сфере. Вместе с тем, для обеспечения окупаемости в глэмпинге должно быть не менее 20 единиц жилья, в реальности в большинстве объектов их число значительно меньше. Многие предприниматели оказались не готовы к масштабированию бизнеса, поскольку это требует дополнительных инвестиций не только для возведения новых строений, но и эксплуатации уже имеющихся. Уже сейчас можно увидеть множество объявлений о продаже небольших глэмпингов, поэтому можно предположить, что рынок будет консолидироваться, появятся более крупные игроки».