Главная страница » Записи » Театр остается жить!

Театр остается жить!

Автор Каниев Рустам

С чего начинается молодёжный театр? Со слова? Взгляда? Движения? Идеи?

Многие, наверное, знают, что в конце 70-х годов в Махачкале открывались молодёжные театры-студии. Большинство из них функционировали и в 80-90 годы прошлого столетия.

Вместе с развалом страны, к сожалению, развалились и театры. Молодёжь перестала играть, появились новые увлечения и заботы. Труппы распались…

Организаторы сегодняшнего фестиваля-конкурса надеются вдохновить молодое творческое поколение, дать вторую жизнь молодёжной театральной деятельности республики. Создать новые театры-студии на примере уже существовавших, восстановить в памяти по крупицам – маленьким историям, былое, развивать и поддерживать творческие порывы и идеи современной молодёжи.

22 ноября в столице республики в зале Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова состоялось открытие конкурса-фестиваля молодежных театров. Мероприятие организовано Министерством культуры Республики Дагестан и ГБУ «Дагестан-концерт».

Фестиваль молодежных театров в республике проходит впервые. В рамках торжественного открытия фестиваля зрителям был представлен видеофильм о молодежных театрах Махачкалы.

Пять молодых режиссеров государственных театров республики представили свои постановки в рамках фестиваля: Гормет Асланов; театр Ибрагима Муртазалиева «Cassiopeia»; театр Артура Джахбарова «Инклуд»; театр Юлии Тимохиной «Театрон»; театр Магомеда Алиева «Винегрет».

Оценивали выступления профессиональное жюри в составе деятелей культуры и искусства: заслуженный деятель искусств РД, режиссер Русского драматического театра им.М. Горького Марина Карпачева; заслуженный деятель искусств РД, педагог, режиссер Театра Поэзии Изумруд Алиева; заслуженный деятель искусств РД, замдиректора Театра Поэзии по творческой части Ариза Батырова; бывший участник народного театра «Хорошее настроение», доцент кафедры общей и социальной психологии ДГУ Сергей Чипашвили; народный художник РД, скульптор малых форм Ислам Шовкринский.

Театр г.Дербент, «Я не закрою глаза»

В первый день фестиваля-конкурса зрителям были представлены постановки режиссеров Гормета Асланова и театра Ибрагима Муртазалиева «Cassiopeia».

Психологическая драма автора Гормета Асланова «Я не закрою глаза» в исполнении артистов Азербайджанского театра г. Дербент вызвала бурю эмоций у зала… Сюжет, основанный на реальных событиях, как никогда актуальный и животрепещущий, никого не оставил равнодушным. Борьба добра и зла, загубленная детская жизнь, трогательный монолог безгрешной души и обращение «сумасшедшего лейтенанта»: «Не закрывайте глаза на преступления. Опомнитесь, и не забывайте, всё самое ужасное на свете происходит из-за равнодушия людей и с их молчаливого согласия».

Театр «Cassiopeia»,«Жестокий урок»

Постановка режиссёра театра Ибрагима Муртазалиева «Cassiopeia» — драма «Жестокий урок». Прекрасное исполнение ролей творческой группы. Интригующий сюжет о странном эксперименте, выявляющем способности успешного преподавания с помощью телесных наказаний. Молодые актеры донесли до зрителя четкий и затрагивающий душу смысл: выбор есть всегда – причинить зло или бороться с ним. Реплика профессора: «Нас с детства учат дисциплине, но почему нас не учат человечности», — заставляет задуматься о том, насколько человек может быть жесток, исполняя чужие приказы и думая только о своём успехе.

Участников первого дня фестиваля зрители тепло и заслуженно провожали овациями! Браво!

* * *

Театр «Инклуд»

Второй день театрального фестиваля представил зрителям три работы творческих коллективов. Театр Артура Джахбарова «Инклуд» сыграл комедию «Не жизнь, а малина». Сюжет, созданный по мотивам художественного фильма «Великолепный век» показывает яркую, насыщенную материальными благами восточную жизнь. А малина выступает символом сладкой жизни.

Театр «Театрон»

Вторыми на сцену вышли актеры театра Юлии Тимохиной «Театрон» с мистической трагедией Н.В. Гоголя «Портрет». История молодого, талантливого, но в тоже время бедного живописца, которого обижает то, что модные художники, рисующие свои картины, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Алчность, порочность и большой эгоизм заставляют людей выбрать легкую дорогу, переступая через себя. Хорошая игра актеров театра напоминает зрителю о том, что всегда необходимо поступать по совести.

Театр«Винегрет»

Театр Магомеда Алиева «Винегрет» представил пьесу «Мелодия для глухих». Игра молодых, красивых и талантливых актеров показала, как однажды утром супруги обнаруживают, что между ними выросла невидимая стена. Но, несмотря на отчаянные попытки, им не удается преодолеть ее. Сохранить семью, идти на компромисс не всем под силу.

* * *

Третий день фестиваля продолжил блиц-конкурс, в ходе которого творческие группы за 1 день подготовили импровизацию сказки «Красная шапочка». Представленные версии были настолько разные: волк – отец – тиран, моментами в овечьей шкуре, детские травмы, влияющие на взрослую жизнь; красный чепчик и дружественный волк – вегетарианец; и даже новое направление – рэп-театр, баттл между волком и дровосеком. Зрителей охватывал катарсис, не только сквозь слезы, но и благодаря смеху.

Завершился блиц-конкурс подведением итогов фестиваля: лучшая импровизация – Азербайджанский театр г. Дербент; лучшая мужская роль – Марат Казиев, театр «Театрон»; лучшая женская роль – Хазине Ибрагимова, театр «Винегрет», победитель фестиваля – театр «Театрон» и режиссер Юлия Тимохина.

Театры Ибрагима Муртазалиева «Cassiopeia» и «Инклуд» Артура Джахбарова, однозначно, нашли своего зрителя. Игра участников (именно участников творческой группы «Cassiopeia», а не профессиональных актеров) была на таком высоком уровне, что вызвала у каждого зрителя незабываемые эмоции. Злободневные проблемы, характерные не только для нашего общества, отношения отцов и детей, руководителей и студентов, рабское мышление, отраженное в игре – это прикосновение к негативной реальности. К той, которая существует и окружает нас в повседневной жизни. Той, с которой стоит бороться, осуждать и уничтожить.

Говорят, театр начинается там, где появляется зритель, а у этих молодежных театров зритель будет всегда!

Закрытие фестиваля

* * *

Мнение организатора

Тимур Варисов, Заслуженный артист Дагестана, ведущий специалист ГБУ «Дагестан-концерт»: «Менее чем за месяц нашлись пять молодых режиссеров, которые собрали свои команды, каждый выбрал себе пьесу. За короткое время ребята смогли доказать себе, жюри и, самое главное, зрителю, что молодежный театр может существовать. Молодежный театр, который не зависит от привычных театральных штампов, который совершенно в ином свете видит многие произведения. И то, что происходило на сцене, было по-настоящему близко именно молодому зрителю. Очень порадовала сценография режиссеров. На сцене были использованы современные методики, такой инновационный подход и с техникой, и с придумками режиссеров. Это было очень интересно.

Порадовало то, что участие принимали не только актеры, которые уже являются профессионалами и работают в различных театрах республики, но и ребята, которые впервые попали на сцену, которые никогда в жизни не играли. Но они себя так раскрыли, так продемонстрировали!

Я очень благодарен нашему министерству, что они поддержали наш (ГБУ «Дагестан-концерт») проект. И помогли в его реализации. Я, безусловно, надеюсь на то, что этот фестиваль принесет плоды и в нашем городе все-таки появится именно молодежный театр, который будет отражать проблемы молодых. И неважно, это будут драмы или комедии, или философское направление каких-то спектаклей, важно, что молодежь будет туда ходить, смотреть и видеть мир вокруг нас, надеюсь, в иных, более интересных красках, нежели тех, что предлагает нам сегодня социум».

Мнение зрителя

Бари Ахмедова: «Давно не видела ничего подобного! Работы, представленные в первый день фестиваля, оказались трогательными: были подняты актуальные проблемы. Меня поразила игра молодых актеров, это было настолько профессионально и мастерски, что смогли дотронуться до глубины души каждого зрителя. Получила массу впечатлений, эмоций…

Хочу пожелать молодежным театрам процветания, чтобы не останавливались, продолжали свою деятельность и радовали зрителя, несмотря ни на что».

Воспоминания

Изумруд Алиева, Заслуженный деятель искусств РД, режиссер Театра Поэзии, актриса театра «Колесо»: «Сказать сейчас, в каком году появился театр «Колесо», я не смогу, первый спектакль был «Охота на крыс» Туррини Петер. Для меня работа в этом театре была глотком свежего воздуха. Режиссер, Биймурза Монтаев сделал в те годы  великую вещь. Он организовал фестиваль театров-студий, здесь в Махачкале.

Участвовал театр на Перовской, знаю, что приехало несколько театров-студий, и они показали очень хорошие спектакли. Тогда всё было создано, даже был какой-то бюджет на организацию фестиваля. То есть это не было на голом энтузиазме. И мне кажется это все и угасло, потому что, Биймурза Монтаев, собственно говоря, хотел, чтоб театр стал муниципальным, молодежным. Если бы тогда его поддержали, возможно, сегодня мы бы имели некий молодежный театр».

Серго Чипашвили,

Доцент кафедры психологии ДГУ, автор, актер театра «Хорошее настроение»:

«Из разных факультетов нас собрали вместе для того чтобы мы сделали новогоднее представление. И мы его сделали. Нас за это наградили поездкой. Вот с этого и начался театр. Поездка по семи городам советского союза, ну естественно мы сдружились и с этого начался театр. Потом еще одно мероприятие провели. И пошло поехало. В конце концов, мы стали писать скетчи, создавать из них спектакли.  На нашем счету было три спектакля полновесных, всё писали сами, режиссировали сами, танцы ставили сами, играли сами, пели сами. Это всегда было весело, то есть люди смеялись, заходишь – начинаешь смеяться и заканчиваешь смехом. При этом смех у нас был многоуровневый. Мы всегда старались привлечь лучших актеров, авторов. К тому времени, когда мы пригласили Карэна Мкртчяна и Ислама Шовкринского, они уже были звезды.  Это звезды Дагестана, они были приглашены специально на определенные роли, они их отыграли, а потом мы стали работать вместе. В Минске были с выступлением, целый концерт был. Это было интересное такое действие. Нам было очень любопытно посмотреть, как не кавказский зритель нас воспримет. Прошел галла концерт, и мы показали номер. Народ стал требовать спектакль. И мы отыграли полный спектакль. Мы его начали в 11часов вечера, закончили в половине второго. И люди сидели, толпа людей, огромный зал, в минском университете. Тогда преисполнились мы с гордостью. Провожали нас «Дагестан! Дагестан!».

— Это было очень интересно. Наверное, это самое счастливое время в моей жизни».

Ислам Шовкринский

Народный художник РД, актер, сценарист легендарного театра «МЭТ»:

«Поскольку мы тогда с Кареном плотно работали вместе, вот я вместе с ним пришел в театр «Хорошее настроение» на репетицию так и остались.

По России поездили, в Минске были. Поэтому мы очень хорошо так «выстрелили». По-моему, одно из призовых мест было наше».

* * *

Молодежные театры: прошлое, настоящее, будущее

В видеофильме, представленном в рамках открытия и завершающего дня фестиваля его автор Тимур Варисов рассказал о молодежных театрах Махачкалы, существовавших в 1975-1990 годах.

«В здании Государственной телерадиокомпании «Дагестан» в конце 80-х, главным режиссёром телевидения Александром Валентиновичем Мелентьевым и режиссером молодежных программ Александром Гентелевым была создана телевизионная театральная студия актерского и режиссерского мастерства. Просуществовала студия, к сожалению, не очень долго. Некоторые, кто закончил её, остались работать на телевидении, в том числе и я. Александр Валентинович Мелентьев, главный режиссёр дагестанского телевидения, мой учитель, наставник, человек, которому я безмерно благодарен за те навыки, за то мастерство, которому он меня научил. Благодаря ему я оказался на телевидении столько лет.

Телевизионный театр-студия – это не совсем театр; это иное направление, здесь по-другому говоришь, по-другому двигаешься, по-другому видишь; глаз режиссёра уже не сценический, а именно телевизионный. В отличие от народных и молодежных театров, куда можно было просто прийти сказать: «Здравствуйте! Я бы хотел у вас работать. Принимать участие».

В телевизионный театр-студию попасть было нереально, потому что конкурс был огромный. Все лестницы, весь коридор, все было занято  огромным количеством подростков, которые приходили с родителями, то есть, попасть в труппу телевизионного театра-студии было очень сложно. В зале находилась комиссия, ты должен был зайти, прочитать стихотворение, спеть песню, показать какую-ту композицию, может быть, ответить на какие-то вопросы. Это было по-настоящему очень сложное поступление, как в хороший театральный вуз.

В здании ГТРК «Дагестан» ребята, мы, и я, в том числе, месяцами занимались постановкой спектакля, который, естественно, был снят. В конце каждого выпуска его демонстрировали на телевидении.

По факту, закончив театр-студию Александра Мелентьева, ты уже обладал достаточно серьезными навыками не только телевизионного режиссёра и телеведущего, ты начинал понимать весь процесс создания телевизионной программы; ты знал, что такое операторская работа; ты был звукорежиссером, был видеомонтажером, ты становился профессиональным работником телевидения».

«Дебют»

«Удивительный, уникальный и культовый театр конца 80-х для Махачкалы театр-студия «Дебют». Театр ставил свои фантастические спектакли. В здании театра свои  потрясающие концерты давал Борис Гребенщиков. Был небольшой уютный зал, человек 80 помещалось в нем. Но всегда было гораздо больше людей. Вспоминаю, как я – маленький мальчик, который впервые в 1988 году пришел в этот театр, остался здесь работать.

Магомед Магомедов, он же Магомед Адухович, вернувшись из Москвы после очередной сессии, он был любимчиком Марка Захарова, понял, что он не может жить, если не откроет в этом городе театр. Магомед Адухович вокруг себя собирал всех: художников, поэтов, музыкантов, актеров. Это был человек, возле которого собирался весь бомонд Махачкалы того времени.

Никто не знает, каким образом Магомеду Адуховичу удалось уговорить руководство ЖД вокзала отдать ему старое, ненужное, заброшенное ДЭПО, в котором когда-то ремонтировались поезда. Но именно из этого ДЭПО был создан уникальный театр-студия «Дебют».

На крыше этого здания было написано огромными буквами: Театр-студия «Дебют», и каждый, кто шел по улице Орджоникидзе, видел эти буквы и понимал: здесь происходит что-то волшебное.

Театр-студия «Дебют» не был юношеским, подростковым, не был студенческим, он был первым негосударственным профессиональным театром, в котором работали профессиональные актеры, режиссеры, художники, музыканты.

После ухода из Русского театра труппа потрясающего великого режиссёра Ларисы Леляновой обосновалась именно здесь. В этом театре Магомед Адухович тогда создал все условия для того, чтобы театр существовал. Именно на сцене этого театра появились два на тот момент уникальных мюзикла «Пыль театральная» для взрослых и музыкальный уникальный мюзикл «Колобок».

«МЭТ»

Сегодня всем и каждому знакомо слово Мета. Мета отражает целую вселенную виртуальной реальности с эффектом присутствия.

МЭТ – молодежный экспериментальный театр Гусейна Бартыханова. МЭТ стал именно той вселенной с эффектом присутствия. Театр МЭТ стал переходным, а для большинства и переломным этапом в жизни молодежи Махачкалы 70-х годов. Это не был прорыв, никто никуда не собирался прорываться, и даже не думал… МЭТ – это был выход за пределы познания, мировоззрения. Театр Гусейна Бартыханова МЭТ был дальше, чем зеркало. МЭТ – это шокотерапия. Причем для всех, начиная от участников театра и заканчивая горкомом комсомола, который встал на пути работы театра. Но встал не поперек, а рядом. И МЭТ Гусейна Бартыханова стал из студенческого театра народным.

МЭТ – это не просто спектакли, это полноценные мюзиклы. «Вестсайдская история» была написана в Махачкале, не зная, что где-то на последнем своем издыхании запад тоже пишет свой вариант этого мюзикла. «Ожерелье для моей Серминаз», «Вестсайдская история», «Мистерия Буфф». Это было по-настоящему буфф для всей молодежи Махачкалы. Зрители приходили по несколько раз на один спектакль.

Приходили не только посмотреть пьесы и послушать фантастические музыку и песни; зрители приходили на спектакли МЭТа подышать воздухом, наполненным чем-то новым, необычным и таким настоящим. Ведь на сцене никто не притворялся. Все играли самих себя – детских, молодых, влюбленных, смешных и веселых.

ДК «Клуб Рыбников»

На улице Пушкина когда-то располагался знаменитый махачкалинский Клуб Рыбников. На базе этого клуба в 1985 году был создан народный театр Намруда Басриева. Так же, как и предшественники, Намруд Басриев не пошел по пути классических авторов театральных пьес и решил поставить Тиля Уленшпигеля. Театр Намруда Басриева был по-настоящему народным. Не нужно было проходить никаких кастингов. Сюда мог с улицы прийти подросток, студент, рабочий с завода, и каждый мог себя здесь реализовать, каждый для себя открывал что-то новое. Многие даже не читали Тиля Уленшпигеля. В этом театре многие себя реализовали в разных областях, в том числе художники.

Сюда пришла тогда ещё начинающая Татьяна Мун, которая, собственно говоря, и стала главным художником-дизайнером театра. Именно она прорисовывала и продумывала все костюмы героев до мелочей. И потом эти костюмы прошивались не на фабриках, а вручную.

«Гистрион»

Театр Намруда Басриева «Гистрион» завершил постановку Тиля Уленшпигеля. Премьера состоялась здесь же на сцене ДК Рыбников. А вот второй показ проходил на сцене малого зала Русского театра. И это был успех.

До своей второй постановки театр «Гистрион» не добрался. После Тиля Уленшпигеля труппа потихонечку распалась. Театр Намруда Басриева «Гистрион» своей атмосферой (тем, сколько было вовлечено в него людей) по-настоящему создал еще одну историю молодежных театров Махачкалы.

«Вираж»

Ну и, наконец, последний из театров 90-го года, настоящий профессиональный музыкальный театр «Вираж». По сути, этот тот же состав режиссера Ларисы Леляновой, который только перешел из театра «Дебют» в собственное помещение, в здании школы № 3, нам отдали актовый зал. Мы зашли в этот зал и там, кроме стен, нет ничего. Были поломанные стулья, была простая обычная деревянная сцена, и своими руками коллектив создавал всё: кулисы, сиденья, полы. Был адский труд. Но, именно в этом театре «Вираж» были поставлены такие уникальные мюзиклы как «Вий», проходил под названием «Полтергейст», и был поставлен Marat/Sade. Marat/Sade был написан в 1967 году. Официально он назывался Marat/Sade или пьеса, написанная пациентами психиатрической лечебницы в Шарантоне. Пьеса была полностью построена на философских диалогах и рассуждениях Маркиза де Сада и Жан-Поль Марата, предводителя французской революции. Около 20 песен было написано для этого спектакля. Музыканты играли только вживую. Песни исполнялись несколькими голосами. Было огромное количество танцевальных постановок. Это была всего третья постановка в мире того спектакля. Первая была в 1968 году, вскоре после написания пьесы. Потом был снят фильм, естественно, за границей. И следующими, кто показал этот спектакль, была труппа Ларисы Леляновой, театр-студия «Вираж» из Махачкалы. Лишь через десять лет его поставили в Москве, но это был уже не мюзикл, а просто драма. Последней работой театра «Вираж» был спектакль «Двое на качелях». Очень сложная пьеса, автора Уильяма Гибсона. Она была поставлена здесь в Махачкале, демонстрировалась в Русском театре, произвела определенный фурор, потому что пьеса действительно сложная, о человеческих взаимоотношениях. Потом пьеса была представлена в г. Ижевск, где заняла первое место среди всех театров-студий страны. Но на тот момент театр назывался «Сивцев Вражек» и уже переехал из Махачкалы в Москву.

Мадина ГАДЖИМАЕВА,

Хадижат АРЧАМОВА

You may also like