У вас было такое, что вы исправно платите за потребленные коммунальные услуги, а в конце месяца в счет-квитанции появляются баснословные суммы долга? Или при наличии установленного прибора учета (счетчика) в базе данных компаний-поставщиков вы числитесь как «заядлый неплательщик»?
Чаще всего от населения можно услышать жалобы на неверно начисленные платежи за коммунальные услуги. И эта проблема актуальна не только для Дагестана. Для ее решения проводятся проверки правоохранительными органами, неоднократно подключались различные общественные организации.
«Нарисованные долги»
По данным Государственной жилищной инспекции республики, за 2019 год в республике потребителям было возвращено почти 3 млн необоснованно-начисленных платежей. В инспекцию поступает множество обращений, но, по мнению представителей Госжилинспекции, это лишь малая часть тех, кто решился обратиться в инспекцию. Многие не знают, как вести себя в такой ситуации, некоторые спешно стараются погасить несуществующие долги, а кто-то идет на контакт с такими же контролерами и решает вопросы на месте.
Инспекция часто предоставляет данные, когда у жителей, проживающих в скромных домовладениях, появляются многотысячные суммы долгов за свет, газ, воду. Кто-то обращается в надзорный орган и добивается правды и деньги ему возвращают, а некоторые стараются не лезть в конфронтации с «ресурсниками» и решают вопросы кто как может.
Денежные добавки
Еще в 2016 году, по данным Управления Роспотребнадзора, по Дагестану при выборочной проверке абонентских лицевых счетов установлено, что операторы газовой компании необоснованно без соответствующих документов вносят изменения в данные абонентов, указывая завышенное количество проживающих жильцов. На основании этих данных в последующем начисляется необоснованно завышенная плата за газ.
Специалисты Роспотребнадзора при проверке выявили многочисленные факты подобных нарушений. К примеру, в одной из квартир по проспекту И. Шамиля в Махачкале в соответствии с актом инвентаризации проживает 1 человек, однако в платежке была указана информация о 10 жильцах.
Мнения экспертов
Чтобы ситуация не выглядела однобокой, мы ранее запрашивали данные у компаний о том, как все-таки могут образоваться долги. К примеру, есть такой нюанс, когда жители вовремя не платят за потребленный газ и в последующем месяце начисление осуществляется не по показаниям счетчиков, а по нормативу потребления. Потому, те же энергетики и газовики рекомендуют платить за свет и газ вовремя до 25 числа каждого месяца.
«Иногда бывает так, что люди оплачивают квитанции через банкоматы или платежные терминалы, а информация о совершенном платеже поступает с опозданием или задержкой. В таких случаях люди могут прийти в абонентский отдел с квитанцией и произвести перерасчет», – прокомментировали представители ресурсоснабжающих компаний. Причем ответ был примерно схожий для всех компаний – и водоснабжающих, и энергосбытовых.
Эксперты Общественного контроля в сфере ЖКХ, к примеру, считают, что зачастую причиной новых начислений являются изменения в планировке жилых помещений: Сегодня к вопросу начислений ресурсоснабжащие компании подходят не совсем грамотно, нередки факты неточности в базе данных абонентов. Но если люди оплачивают исправно, они могут обратиться в суд. Судебная практика показывает, что чаще всего побеждает именно истец.
Говоря о разнящихся данных квадратуры помещений, наши собеседники отметили, что люди пристраивают новые комнаты, соответственно растет жилая площадь и потребление услуг. Для этого необходимо проводить инвентаризацию неучтенного жилищного фонда. При проведении проверок ресурсоснабжающими компаниями эти факты выявляются и проводится дополнительное начисление за сверхнормативное потребление.
И все же, возвращаясь к теме платежей населения. Культура платежей у наших граждан есть. Очереди желающих оплатить коммунальные услуги зачастую начинаются у самого входа в кассы. Только за свет в 2019 году процент оплаты населением за свет достиг более 90%, об этом недавно говорил гендиректор Россети Северный Кавказ Виталий Иванов. Вопрос остается за предприятиями ЖКХ, которые пренебрегают своим обязательством платить вовремя и полностью.