С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей табачных изделий в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК. Теперь производители будут обязаны маркировать свою продукцию уникальным кодом «Data Matrix», а отпуск их из магазинов будет осуществляться только после того, как продавец отсканирует этот код.
Не маркированные табачные изделия можно будет продавать вплоть до 1 июля 2020 года.
О системе «Честный ЗНАК»
Честный ЗНАК – Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Ее основной задачей является гарантия подлинности и качества приобретаемой продукции.
Размещение Data Matrix кода на упаковке товара позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес и потребителей. Размещение данного кода также позволяет исключить появление на прилавках «двойников» или товара с истекшим сроком годности.
Как работает система?
Цифровой код Data Matrix наносится на товар непосредственно производителем. За счет кода системе удается отследить весь путь товара по логистической цепи.
В самом магазине товар просканируют дважды: при его приеме и при продаже.
Также происхождение товаров может проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение Честный ЗНАК. Оно будет доступно в магазинах App Store и Google Play в ближайшее время. Алгоритм проверки довольно простой: найдите на упаковке товара цифровой код Data Matrix, похожий на QR-код, и отсканируйте его через приложение.
Если статус проверки выдал результат «Корректный код» – вы обладатель честного товара. Если приложение выдает ошибку, то, скорее всего, перед вами контрафакт.
Какие товары уже маркируются?
Обязательной маркировке уже подлежат духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. С марта 2019 года – табак, с июля 2019 года – стартует проект по маркировке обуви.
Вырастут ли цены из-за маркировки?
После внедрения маркировки стоимость товаров легальных производителей снизится.
На потребителя не лягут расходы на приобретение оборудования для маркировки, их возьмет на себя бизнес. При этом экономический эффект от маркировки покроет эти расходы. Благодаря системе производитель будет четко знать, сколько он продает товаров и как работают логистические цепочки. Это позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить издержки.
При самом консервативном сценарии после внедрения маркировки цены на товары могут снизиться на 10% за счет снижения доли контрафакта на рынке и других позитивных эффектов.