Экспертное мнение декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Елены Акопян.
Развитие экспорта товаров и услуг в Российской Федерации является ключевой задачей в повышении конкурентоспособности страны. Особое внимание уделяется развитию экспортных операций несерьевого неэнергетического сектора. Стоит отметить возможность наращивания экспорта услуг в сфере образования. За последние годы произошел существенный прирост количества программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Рынок образовательных услуг становится более «мобильным», так как ключевые образовательные центры наращивают свой цифровой потенциал: разрабатывают собственные системы платформы для онлайн-обучения, наращиваю цифровые компетенции у профессорско-преподавательского состава, используют возможности интеграции образовательных ресурсов, активно рекламируют образовательные продукты. Это дает возможность выхода на мировой рынок образовательных услуг. При этом реализация образовательных программ в привычном формате не позволяет быть конкурентоспособным, необходимо разрабатывать онлайн-курсы, системы дистационного обучения.
Современные онлайн-курсы – это продукт, к разработке которого привлекаются специалисты различных сфер: методологи, эксперты, разработчики, тестировщики, дизайнеры. Важным аспектом выступает качество онлайн-курса – содержательность, удобство коммуникации, обеспечение интерактивности взаимодействия, возможность обратной связи.
С точки зрения методики преподавания в онлайн-среде возникают существенное трудности в формировании компетенций, так как традиционные методы и приемы не могут просто перенесены в онлайн-пространство, необходимо учитывать специфику взаимодействия, степень вовлеченности обучающихся, доступный инструментарий.
Темп прироста количества онлайн-курсов существенно повысился в период пандемии и сегодня, по ряду объективных причин, данный сегмент продолжает активно развиваться.
Во-первых, растет продолжительность жизни, что приводит к необходимости получения дополнительного образования. Во-вторых, в условиях сокращения жизненного цикла многих профессий, возрастает спрос на программы микрообучения. В-третьих, не всегда компетенции, сформированные в результате освоения образовательных программ в средних профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, отвечают требованиям работодателей, в этих случаях необходимо формирование дополнительных компетенций. В-четвертых, современные технологии позволяют внедрять новые методы в обучении. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют моделировать образовательную среду и обеспечивать высокую мотивацию к обучению.