В Дагестанском федеральном исследовательском центре РАН обсудили концепцию развития образования в республике. В частности были названы проблемы школьного образования в Дагестане.
Среди них один из участников обсуждения, доктор экономических наук Шихрагим Кутаев назвал следующие факторы:
– Низкая оплата труда и как следствие низкая мотивация и результативность подготовки учеников;
– Текучесть педагогических кадров и новые учителя, которые приходят в школу – приходят в нее, зачастую, по остаточному принципу, так как не нашли ничего лучше;
– Слабая профессиональная, педагогическая и психологическая подготовленность молодых учителей;
– Нежелание, а зачастую неспособность профильных педагогов подготовить учеников к сдаче ЕГЭ;
– Очень мало среди школьных учителей – мужчин (сейчас учителя-мужчины в основном задействованы в преподавании дисциплин – ОБЖ, труды и физическая культура);
– Низкая оценка труда учителя со стороны родительского сообщества;
– Очень слабо поставлена работа с организацией внеурочной деятельности, школьных кружков (Юный техник, живопись, занимательная математика, ментальная арифметика, вышивка и т.д.), где ученики и учителя с ранних классов раскрывали бы таланты и способности.
Эти и другие факторы по мнению Кутаева являются барьерами на пути развития и повышения качества общего образования в республике.
Другой докладчик, доктор педагогических наук Джафар Маллаев высказался по поводу Болонской системы образования:
«Сегодня Болонская система образования навязанная нам как путь в интеграцию мирового сообщества показала свою несостоятельность по сравнению с отечественной системой. Большинство ведущих стран мира взяли за основу своих систем нашу отечественную систему образования.
Отечественная система образования прошла большой временной исторический путь развития и взяла все лучшее из опыта ведущих стран мира и формировалась на менталитете и национальной Культуры и традиций её народов, Российского научного сообщества, вклада ведущих педагогов и психологов страны.
Все достижения и прорывные технологии и обороноспособность нашей страны сегодня выстроены на отечественном образовании больше прошлого столетия, и переводить сегодня большую массу обучающихся в ВУЗах на уровень бакалавра и готовить его с точки зрения науки и экономики, выпускника который владеет частично теорией, частично наукой и частично практикой не экономно для страны. Бумажный вал и постоянная смена ФГОСов и РПД, со сменой компетенций это вообще не продуктивно и отвлекает учителей и преподавателей от конкретной учебной, научной и воспитательной работы. Создаётся мнение что ФГОСы составляют люди далекие от науки и практики, ранее были единые учебные планы и программы разработанные ведущими учёными, учителями , методистами страны», — считает Маллаев.