Стандарт ИСО 9001 посвящен разным нюансам в сфере управления качеством, он признается самым востребованным среди группы ИСО. Он содержит принципы и конкретные механизмы для фирм, которые желают, чтобы их ассортимент отвечал ожиданиям покупателей / заказчиков, а качество продукции постоянно улучшалось. В России использование положений ISO и сертификация – это добровольное решение предприятий.
На каких положениях базируется ИСО 9001?
Международный стандарт ISO 9001 и его отечественный аналог ГОСТ ИСО 9001-2015 определяют правила и конкретные механизмы построения системы менеджмента качества (кратко – СМК). Статистика демонстрирует, что по стандарту сертифицировано более 1 млн юридических лиц по всему миру.
ИСО 9001 базируется на следующих принципах:
Центральным понятием в рамках стандарта является процессный подход. Процессом называется совокупность действий и взаимодействий, по итогам которых входные данные преобразуются в выходные. Результат может иметь как материальный (например, продукция), так и нематериальный характер (информация).
Взаимосвязанные процессы понимаются как система. Цель менеджмента – обеспечить управление ими таким образом, чтобы получать запланированные результаты в соответствии с политикой организации по качеству.
Управление процессами позволяет организации рассматривать отдельные операции с точки зрения добавленной ценности, повышать их результативность и эффективность, соблюдать требования законодательства и соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон.
Пройдите по ссылке https://eacaudit.ru/article/gost-r-iso-9001-2015-iso-90012015-sistema-menedzhmenta-kachestva, чтобы узнать о положениях ИСО 9001 подробнее.
Цикл PDCA в работе организации
Реализация процессного подхода достигается компанией за счет использования цикла PDCA. Он может быть применен как отдельно к каждому процессу, так и ко всей СМК предприятия в целом. Цикл включает 4 этапа:
Для выстраивания цикла PDCA необходимо понимание организации и ее среды, внешних вызовов и возможностей, внедрение риск-ориентированного подхода в управлении.
С какой целью компании применяют ИСО и проходят сертификацию?
Основные преимущества от применения СМК, базирующейся на принципах ИСО 9001:
В законодательстве России и ЕАЭС отсутствует требование об обязательной сертификации модели управления предприятием в рамках ISO 9001. Практика показывает, что основная мотивация для компаний к совершению такого шага – это:
Практика демонстрирует, что сертификация наиболее востребована у компаний производственной отрасли. Однако отличительной особенностью стандарта является универсальность. Это означает, что он применим также в сфере услуг и в других направлениях деятельности. Внедрить систему управления качеством в свою работу могут фирмы разных отраслей и масштабов деятельности.
Как выстроить СМК в компании?
Чтобы встроить систему менеджмента, которая базируется на принципах ISO 9001, предприятию необходимо:
Компании необходимо выявить факторы внутри организации и извне, которые влияют на ее деятельность, снижают / повышают способность достигать поставленных целей. Информация о них берется из отчетности фирмы и внешних источников (новостная повестка, профильные конференции и т. д.).
В рамках выстраиваемой СМК обязательно определяется область применения, процессы, методики планирования, стандарты в сфере качества (отражаются в разработанной политике).
Сертификация СМК – добровольный шаг предприятий. Процедура проводится аккредитованными органами, включает инспекцию производства и проверку документации в рамках СМК. Сертификат действует 3 года. Он дает репутационные и конкурентные преимущества на российском и международном рынке.