Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза, в своем письме к главе Республики Дагестан Сергею Меликову поделился экспертным мнением, как улучшить ситуацию с дорожно-транспортной инфраструктурой в Махачкале.
На этой неделе руководители Национального автомобильного союза Антон Шапарин и Ян Хайцеэр провели полевое исследование в Махачкале и выявили ряд проблем, которые необходимо решить в городе: от некорректной работы светофоров, которые в основной массе не подключены к создаваемой в Махачкале интеллектуальной транспортной системе, до несовершенной системы управления транспортными потоками.
Специалисты подготовили для обсуждения комплекс мер, которые позволят улучшить ситуацию на дорогах, и направили предложение на рассмотрение Главе Республики.
Публикуем текст письма без сокращений для подробного ознакомления.
Главе Республики Дагестан
С.А. МЕЛИКОВУ
Исх № 01/14032022 от 14.03.2022 г.
Уважаемый Сергей Алимович!
Национальный автомобильный союз (НАС) – федеральное объединение компаний, работающих в автомобильной промышленности, автовладельцев и экспертов – готовит предложения по улучшению транспортной ситуации для столиц ряда субъектов РФ. Эксперты НАС выезжают для проведения полевых исследований в такие города, выявляют проблемные зоны и разрабатывают комплексные решения с учетом финансовых возможностей региональных и муниципальных властей. Часто многие негативные факторы, влияющие на транспортную ситуацию, можно устранить без масштабных расходов бюджетных средств, и именно такие предложения и выдвигает НАС.
Махачкалинская городская агломерация определена в качестве пилотного региона н по разработке таких решений, так как она входит в число самых быстрорастущих в РФ, причем многие существующие проблемы накапливались годами. Возможен эффект «низкого старта», когда за счет простых решений, уже используемых в других городах, достигаются быстрые и заметные большинству жителей результаты.
Эксперты НАС по результатам проведенного полевого исследования выявили ряд существенных проблем, влияющих на транспортную ситуацию в городской агломерации и на федеральной трассе Р-217 «Кавказ»:
— Отсутствие связной системы управления транспортными потоками: нет выработанного подхода к управлению светофорными объектами, многие светофоры настроены в случайном режиме и не справляются с распределением транспортных потоков;
— Центры притяжения трафика локализованы в центральной части города, однако все вылетные магистрали (проспект Петра Первого, ул. Магомеда Гаджиева, ул. Гайдара Гаджиева, просп. Гамидова и др.) не выполняют свои функций из-за наличия «бутылочных горлышек», неорганизованного движения и отсутствия простейшей необходимой дорожной инфраструктуры;
— Отсутствие светофорных объектов на многих ключевых перекрестках: так, из-за нарушения ПДД круговое движение перестает работать без установки светофоров, а большое количество нерегулируемых пешеходных переходов замедляет движение и ведет к большому количеству ДТП;
— Парковка «елочкой», противоречащая установленным знакам дорожного движения, радикально снижает пропускную способность улиц. Кроме того, стихийная парковка в местах притяжения трафика часто перекрывает улицы и переулки, в результате чего возникают пробки;
— Отсутствие системы фотовидеофиксации ряда нарушений ПДД, принципиально влияющих на пропускную способность улиц. Так, ч.1 ст. 12.13 КоАП РФ устанавливает, что выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. Однако такие нарушения наблюдаются повсеместно.
— Отсутствие базовой дорожной инфраструктуры: часто отсутствует необходимая разметка и дорожные знаки, не оборудованы карманы для левого поворота и не установлены стрелки на светофорных объектах, не оборудованы карманы для посадки и высадки пассажиров на остановках общественного транспорта. Каждая точка, где наблюдаются подобные проблемы с инфраструктурой, создает «бутылочное горлышко» и влечет за собой создание пробок.
— Ошибки при разметке улиц и установке знаков дорожного движения даже в недавно реконструированных районах. Например, на просп. Гамзатова, у д. 91., знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды» установлен уже после того, как предусмотренный для парковки карман заканчивается, и парковка будет осуществляться с перекрытием одной из полос движения. На перекрестках размечены очень широкие полосы для движения, что усложняет трафик и позволяет водителям самим выбирать траекторию движения автомобиля. Эти маневры приводят к внезапным перестроениям и ДТП, а следовательно, к пробкам.
Все вышеупомянутые проблемы можно решить поэтапно, без серьезной реконструкции улиц, строительства новых дорог и других ресурсоемких решений. Для их реализации необходимо продолжение и углубление совместной работы Правительства Республики Дагестан, администрации Махачкалы, УГИБДД МВД РФ по Республике Дагестан. Реализация приведенных ниже предложений позволит г. Махачкале претендовать на дополнительные федеральные средства согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. №1762 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Для этого на республиканском уровне необходимо:
— Принять решение Главой Республики Дагестан об определении одной ответственной за управление транспортными потоками в Махачкалинской городской агломерации государственной структуры;
— Подготовить и принять Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалы;
— Подготовить и принять Комплексную схему организации дорожного движения;
— Создать единый Центр мониторинга и управления общественным и специальным транспортом;
— Создать единую, систему светофорного управления, подключить как минимум 20% ключевых светофорных объектов в адаптивном режиме управления, изменить фазы работы светофоров с учетом времени суток и объема транспорта;
— Создать систему метеомониторинга, систему видеомониторинга дорожной ситуации, выявления экстренных ситуаций и ДТП;
Кроме того, со стороны администрации г. Махачкалы необходимо:
— Создать систему фотовидеофиксации, способной контролировать нарушения ПДД в части контроля за движением на перекрестках, нанесение «вафельной» разметки на ключевых перекрестках;
— Обеспечить строительство карманов для посадки и высадки пассажиров на остановках общественного транспорта;
— Добавить полосы движения за счет уменьшения ширины действующих полос, создать карманы для левого поворота;
Также предлагаем Вам на базе Центра управления дорожным движением (ЦУДД) обеспечить работу с жителями: создать «горячую линию» для сбора скриншотов из навигационных программ для определения наиболее загруженных перекрестков в городе в рамках работы по сбору предложений от граждан по реорганизации дорожного движения.
Примеры предлагаемых решений для организации работы вылетных магистралей.
Вылетное направление в сторону Каспийска не работает из-за нескольких «бутылочных горлышек». На пр. Петра Первого, д.75 ожидающие разворота со стороны эстакады создают помехи для проезжающих прямо, провоцируя затор, особенно в вечерний час пик, а также провоцируя аварийные ситуации. ТС, следующие на разворот из-под эстакады с ул. Бейбулатова и, следующие после разворота под эстакаду на ул. Бейбулатова, пересекают проезжую часть в перпендикулярном направлении, что значительно снижает уровень безопасности участников дорожного движения и провоцирует задержки в движении транспорта. Необходимо за счет переразметки проезжей части организовать 2 дополнительных разворотных ряда, вывести прямоходный поток по схеме «едущие прямо не перестраиваются»; сделать разворот регулируемым за счет установки дополнительных колонок от светофора 10 (разворот будет выполняться в фазе пешеходного перехода).
Далее, на пр. Петра Первого есть целый ряд левоповоротных светофорных объектов, на которых машины, которые стоят на поворот, перекрывают движение других автомобилей (идущих прямо, в сторону Каспийска) и замедляют трафик. В таких местах нужны локальные мероприятия по уширению и переразметке для создания отдельной левоповоротной полосы.
Далее, нерегулируемый круговой перекресток на пересечении ул. Хаджи Булача, просп. Петра Первого и просп. Насрутдинова, где в вечерний час пик нерегулируемый круговой перекресток препятствует свободному выезду транспорта со стороны центра, а нерегулируемые пешеходные переходы через 4 полосы движения потенциально опасны для пешеходов. Проблема решается установкой светофора на круговом перекрестке, подключение его к системе координированного управления светофорными объектами (СО) и включение его в ленту «зеленой волны» СО со стороны просп. Гамзатова.
Далее, пересечение просп. Гамзатова и ряда перпендикулярных улиц, например, ул. Ярагского. Из-за парковки «елочкой» пропускная способность таких улиц сильно снижается. Светофорные объекты на них не синхронизированы со светофорами на просп. Гамзатова, пешеходные переходы не регулируются, что не позволяет управлять трафиком, регулировать количество транспорта на въезде в центр и делать вытяжку из центра в вечерний час пик. В результате из-за пробок на таких улицах, например, как Ярагского, автомобили блокируют просп. Гамзатова. Необходима интеграция существующих светофоров в АСУДД и строительство новых СО на нерегулируемых пересечениях по ул. Ярагского.
Вылетное направление в сторону Кизилюрта упирается в несколько «бутылочных горлышек». Первое – на пересечении ул. Дахадаева и просп. Гамзатова, где светофор не синхронизирован с другими светофорами на просп. Гамзатова, в результате чего на Т-образном перекрестке образуются заметные пробки, которые тормозят трафик из центра.
Далее, на ул. М. Гаджиева, на пересечениях с ул. Дзержинского, ул. Толстого, также отсутствует связность светофорных объектов, наблюдается хаотичная парковка, в результате чего из-за нехватки альтернативных путей выезда из центра образуются серьезные пробки. Необходимо синхронизировать светофоры на ул. М. Гаджиева и Г. Гаджиева со светофорами на просп. Гамзатова, привести в порядок парковочное пространство (как и везде в городе).
Принятие этих решений позволит перезапустить работу ключевых вылетных магистралей, а значит – существенно облегчить транспортную ситуацию в часы пик.
Национальный автомобильный союз готов принимать участие в анализе и других проблемных точек Махачкалы, разрабатывать решения для решения существующих в городе проблем.
В этой связи прошу Вас:
- Дать поручения по подготовке необходимых проектов решения Главы Республики Дагестан об определении одной ответственной за управление транспортными потоками в Махачкалинской городской агломерации государственной структуры, Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексной схемы организации дорожного движения;
- Дать поручения по проработке создания Центра мониторинга и управления общественным и специальным транспортом, системы метеомониторинга, системы видеомониторинга дорожной ситуации, выявления экстренных ситуаций и ДТП;
- Дать поручения по реорганизации работы светофорных объектов и расширению географии подключения СО в АСУДД;
- Дать поручения составить карту проблемных точек, в которых необходимо создание инфраструктуры, установка знаков, переразметка, установка светофорных объектов;
- Дать поручения проанализировать ситуацию с парковочным пространством в Махачкале, во взаимодействии с УГИБДД МВД РФ по Республике Дагестан дать поручения по совершенствованию методов контроля за соблюдением ПДД в части парковки ТС;
- Во взаимодействии с УГИБДД МВД РФ по Республике Дагестан поручить подготовить предложения по совершенствованию системы фотовидеофиксации в Махачкале;
- Дать поручения по реализации вышеупомянутых предложений по улучшению ситуации на вылетных магистралях в Махачкале.
С уважением, А.В. Шапарин
Президент Национального автомобильного союза
Член Общественного совета ГУ МВД РФ по г. Москве