Главная страница » Записи » Куда движется Махачкала?

Куда движется Махачкала?

Автор Каниев Рустам

Это вопрос, который можно рассматривать в любой плоскости. Но мы сегодня говорим в прямом смысле о движении, а если быть точнее, о транспортных потоках. Жители столицы Дагестана уже невольно шутят, что Махачкала стала мини-версией Москвы, с перенаселенными кварталами и пробками в городе.

Если строительством в Дагестане никого не удивишь, то с транспортом давно пора что-то делать. И начали. В Махачкале уже появились умные светофоры в рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы.

Новость о таких планах мелькала еще в 2021 году, но 2022 год стал годом активных действий. На центральных улицах уже появились светофоры, которые регулируют потоки машин, меняют продолжительность работы разрешающего или запрещающего сигнала, а камеры с датчиками считают поток машин и куда он чаще всего движется.

Еще в начале февраля врио первого премьер-министра Батыр Эмеев отметил, что это уникальный проект и необходимость реализации его в Махачкале назрела давно: «Внедренные технологические решения направлены на повышение безопасности и обеспечение комфортного передвижения водителей и пешеходов. Необходимо проанализировать актуальную ситуацию и сделать определенные выводы, чтобы скоординировать дальнейшие шаги. Будем надеяться, что нашими совместными усилиями мы добьемся нужных улучшений».

Как оказалось, жители Махачкалы уже оставили около 60 тысяч положительных откликов в социальных сетях на такие планы. Об этом на пресс-конференции рассказал директор Департамента интеграционных проектов ГК «Урбантех» Игорь Канатченко.

Как все зарождалось

Канатченко сообщил, что прежде чем внедрять ИТС была проведена серьезная подготовительная работа: проводились расчеты и анализ улиц, мониторинг транспортной ситуации в столице Дагестана.

«Сам проект внедрения интеллектуальной транспортной системы в Махачкале рассчитан до конца 2023 года. Если в 2021 году мы провели анализ обстановки на дорогах и модернизировали первые 23 умных светофора, то уже в 2022 году ведем работы по расширению географии проекта. Параллельно занимаемся техническим оснащением Центра управления дорожным движением», – сказал Игорь Канатченко.

Зеленая волна

Первая «ласточка» новой системы уже коснулась таких улиц, как Ярагского, Коркмасова, пр. Расула Гамзатова и пр. Петра I. Как оказалось, на Проспекте Петра I уже с 7 февраля 10 светофоров работают в режиме зеленой волны. Суть ее заключается в том, что основной поток из соседнего города Каспийска образует в час-пик существенные заторы. А данная система позволяет увеличить фазу зеленого сигнала светофора, что в целом ускоряет транспортный поток, минимизируя заторы и скопления машин.

«Это довольно-таки популярная мера, которая апробирована во многих городах и уже доказала свою эффективность. Например, в Московской области благодаря внедрению нескольких модулей ИТС на 25% увеличилась пропускная способность дорог и сократилось время пребывания в пробках на 2 часа», – рассказал Игорь Канатченко.

Не все так гладко

Как оказалось, у такого успеха есть и некоторые подводные камни. И спикер их озвучил. В частности, речь идет об архитектуре города и его транспортной инфраструктуре. Канатченко сказал, что по опыту многих ранее реализованных проектов очевидно, что есть города, в которых всегда есть вариативность в распределении транспортных потоков.

В разрезе Махачкалы, как оказалось, есть сложности. В качестве примера он привел «узкое горлышко» — железную дорогу в одном из районов Махачкалы, и ее можно пересечь только через мостовые проезды по проспекту И. Шамиля и пр. Расула Гамзатова.

Вторая и не менее важная проблема – энергетический комплекс. Какими бы ни были умные светофоры, без надлежащего и стабильного энергоснабжения их эффективность будет минимальна. Потому, как отметил Игорь Канатченко, вопросы обеспечения стабильного функционирования энергетического комплекса выходят на первостепенный план.

Третья проблема – непосредственная организация дорожного движения, определение новых разметок, указателей поворотов. Компания, как оказалось, уже подготовила план по решению этих задач и в скором времени намерена его согласовать с региональными властями и городской администрацией.  

Планы

Говоря о планах работы и отвечая на соответствующий вопрос СМИ, Игорь Канатченко заявил, что планы амбициозные. Наряду с поэтапным внедрением данной интеллектуальной транспортной системы стоят не менее ключевые задачи – как дальше развивать транспортный комплекс города и определять направления движения машин?

В числе возможных проектов значатся варианты создания во въездных точках транспортно- пересадочных узлов, когда жители смогут отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта: «Есть города, где работают шаттлы, удобные варианты городского транспорта, позволяющие быстро передвигаться по городу.  В целом мы делаем ставку на разгрузку центральной части города в частности путем создания условий для работы общественного транспорта, повысив при этом уровень комфорта и сервиса для пассажиров».

Ну и не стоит забывать о кадрах, поскольку интеллектуальная транспортная система будет работать постоянно, в режиме 24/7. А для эксплуатации системы необходимы квалифицированные специалисты, которые смогут грамотно анализировать данные и управлять ею. Сотрудники ГК «Урбантех» уже провели обучение для четырех сотрудников городской администрации, которые будут работать в Центре управления дорожным движением.

Так же будет интересно