На сегодняшний день терроризм является одной из опасных угроз человечества, которая унесла и сломала жизни многих людей. Любое проявление терроризма подобно инфекции, которая потихоньку заражает организм одного человека, а потом с молниеносной скоростью переходит и на остальных.
Инфекция под названием «терроризм» должна при малейшем ее обнаружении, подавляться вакциной в виде профилактических мероприятий и следственных операций.
К счастью на сегодняшний день мы наблюдаем, что обстановка с терроризмом в Дагестане находится на более стабильном уровне. Что нельзя сказать о периоде в несколько лет назад. Об этом отмечают и сами эксперты. Член экспертного совета Антитеррористической комиссии РД Ханжан Курбанов в интервью Мирмол подчеркнул, что в последние годы террористические группы проявляют деятельность не столь активно, как мы это замечали ранее.
«Безусловно, на протяжении последних пяти лет террористическая активность спала, это очевидно. Уничтожены основные очаги терроризма, банд-группы, диверсионно-террористические группы ликвидированы, их практически нет, координация нарушена. В общем можно сказать, что банд-подполье террористическое уничтожено. Сейчас можно и нужно оценивать ситуацию как стабильную и контролируемую. Но конечно есть и обратная сторона, это некие очаги отдельные, скажем так поползновения такого экстремистского направления, которые эксплуатируют Ислам, некоторые скажем так личности, идеологи, полу-идеологи, вожаки», — говорит Курбанов.
Наряду с этим он отмечает, что, несмотря на утихомиренное состояние террористической деятельности, экстремистская активность время от времени себя проявляет, особенно среди некоторой молодежи.
«Все-таки подспудно эта тема продолжается в молодежных средах, поэтому говорить, что окончательно завершена фаза борьбы с экстремизмом нельзя. Вот с терроризмом конечно здесь, можно сказать, покончено, хотя время от времени какие-то сводки нам сообщают о террористических столкновениях, но это отдельные, скажем так, бандиты, подрядившиеся в боевики, их даже нельзя считать какими-то боевиками. Все они как правило присягают ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Это такие одиночки, которые решили быть частью террористического интернационала», — поделился своим мнением Курбанов.
Федеральный центр в борьбе с терроризмом
Говоря о том, благодаря чему изменилась ситуация с террористическими атаками и что именно на это повлияло, Ханжан Курбанов отметил вмешательство федерального центра в деятельность по ликвидации террористических бандформирований.
«Естественно это благодаря федеральному центру. Мы долгое время: общественность, экспертное сообщество, народ простой, на кухнях, на улицах говорили о том, что, буквально такая фраза сентенция звучала, что «если пожелает Москва», то банд-подполье будет уничтожено в течение короткого промежутка времени, года или полугода, в принципе, что и произошло», — добавил Курбанов.
Кроме того, он назвал три главных фактора, которые, по его мнению, натолкнули федеральный центр на принятие мер и существенно оказали свое влияние в деле ликвидации терроризма в стране и в частности в республике.
Первый фактор
«В 2013 году, во-первых, приходит в Дагестан новый руководитель – ставленник Кремля, Рамазан Абдулатипов, которому был оказан кредит доверия, нужно было зачистить поле. Потом сам Абдулатипов указывал на неких политиков, которые позже были арестованы и имели сращенные связи с бандпольями, это не один политик, там ряд политиков. Естественно, федеральный центр внял этим просьбам» — говорит Курбанов.
Второй фактор
«Ну, вторая причина, ее тоже называют — это зимняя Олимпиада, которая прошла в Сочи в 2014 году. Необходимо было зачистить поле».
Третий фактор
«Третий фактор – это, конечно, обострение ситуации на Ближнем Востоке, активизация и успехи ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Мы знаем, что в 2014-15 годах у них были военные успехи, они взяли города. На их сторону переходили провинции, вольно, добровольно, принудительно, но так или иначе, они начинали строить свои какие-то, даже скажем так, государственные формы, которые появились там. Поэтому это все угрожало и России, естественно нужно было просто зачистить это поле».
Возможный четвертый фактор
«Но и возможна была еще такая стратегия: выдавить их из России и уже погасить там, на Ближнем Востоке. Тоже версия, которая имеет право на существование», — рассказал Ханжан Курбанов.
Свою точку зрения по теме ситуации терроризма выразил также советник Главы Республики Дагестан, ответственный секретарь экспертного совета при Антитеррористической комиссии РД Камиль Ланда.
«Мы уже забываем о том, какие теракты у нас происходили, чуть ли не каждый месяц, если не каждую неделю, конечно же было, когда и каждую неделю это происходило, это лет 7-10 назад, но мы этого никогда не должны забывать. Почему? Потому что такое может повториться и еще окончательно проблемные вопросы, связанные с терроризмом не решены и по всей видимости не будут решены. Почему? Потому что пока мы не решим проблемы международного терроризма именно на Ближнем Востоке, именно в Сирии, именно связанные с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) нам нельзя еще на долгие годы вперед успокоиться. Успокоиться нельзя и потому что должна вестись постоянная антитеррористическая, профилактическая работа», — отмечает Ланда.
Экономические интересы мировых сообществ в террористической деятельности
Говоря о выгоде ведения террористической деятельности, Камиль Ланда не исключил экономический интерес мировых сообществ. «Мы должны понимать, что все вооруженные конфликты, мировые войны всегда имеют экономическую подоплеку», — говорит Ланда.
По его словам, в данной ситуации экономический интерес связан с террористической деятельностью и различными войнами на Кавказе.
«Если коротко сказать, мы хорошо помним, что в советское время много дохода Дагестану приносил международный транспортный коридор, так называемый, «Север-Юг» Санкт-Петербург – Мумбай Индия. То есть, через Дагестан проходил железнодорожный автотранспортный коридор, который нам приносил очень большие дивиденды, а посмотрите, что произошло…
После первой и второй чеченской войны уже прекратили транспортные движения, особенно поездов международных грузовых перевозок через территорию Дагестан. Все эти направления Север-Юг были перенаправлены на Восток-Запад, то есть, они начали проходить через Турцию, Иран, Китай и Европу.
Или же возьмите, например, строительство газопровода «Набукко» Каспийского моря, который лоббировала Европа. Происходила перекачка Туркменского газа через Каспийское море в Баку и оттуда в Европу. Как только Европа поднимала эти вопросы, происходили террористические акты, взрывали именно газопровод, проходящий через Дагестан, или наоборот, газопровод взрывали, и Европа поднимала вопрос о строительстве этого трубопровода», — рассказал Камиль Ланда.
В свою очередь, он также отметил, что сегодня террористическая деятельность переместилась на Ближний Восток, тем самым изменился геополитический расклад на мировой карте. Мировые геополитические факторы перевели направление и решение экономических или других вопросов на Европу и на Ближний Восток.
«Большой заслугой является, то, что наша Федеральная служба безопасности, наши силовые структуры смогли использовать этот фактор и перевести внутренний терроризм за пределы нашей республики и Российской Федерации», — подчеркнул Ланда.
Также в завершение беседы он отметил заслугу руководства Республики Дагестан в сегодняшней благоприятной ситуации в регионе. «Помимо силовых ведомств, МВД, ФСБ, руководство Республики Дагестан сумело привлечь на свою сторону институт гражданского общества по борьбе с терроризмом, когда ни в одной стране не победили терроризм только силовыми методами. К этому необходимо приобщать гражданское общество, что и смогло сделать руководство региона. Сегодня все, кто может, участвуют в антитерроре Республики Дагестан», — добавил советник главы РД в своем интервью нашему изданию.
Об опасности терроризма не раз уже говорили, писали и показывали, однако в завершение хочется озвучить ужасную статистику по числу жителей Дагестана, вставших на опасную тропу терроризма.
По данным правоохранительных органов, из Дагестана в ряды ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) уехало свыше двух тысяч человек, в отношении 1465 возбуждены уголовные дела. По оперативным данным, из них убито 810 человек, 143 вернулось, 15 снова перешли на нелегальное положение и были нейтрализованы в ходе боестолкновений, 99 человек задержано, 82 из них осуждено.
А теперь, глядя на эти цифры, сделайте сами вывод, может ли человеческая жизнь быть ценой чьих-то экономических интересов?