США и НАТО не оставляют попыток превратить Центральную Азию в плацдарм для угрозы южным границам России. Они вовлекают государства Центральной Азии в так называемые партнерские программы и тренинги, стараются возобновить совместные учения на территории региона и разместить там свою военную инфраструктуру.
Как пишет агентство Bloomberg, экономика Центральной Азии, вероятно, вырастет на 5% в этом и следующем годах благодаря в том числе притоку капитала и специалистов из России. По словам главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития Беаты Яворчик, около 15,5 тыс. предприятий в Казахстане теперь имеют российский капитал, что вдвое больше, чем год назад. По прогнозам ЕБРР, в этом году экономика Казахстана вырастет на 3,9%, а Киргизии – на 7%.
Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони заявил, что в последнее время ЕС наблюдает подозрительное увеличение торговых потоков из союза в некоторые страны Центральной Азии и Армению, пишет Sputnik.Армения. Утверждается, что товары затем попадают в Россию. В качестве подтверждения он указал рост экспорта из ЕС в Казахстан на 185 млн евро и увеличение экспорта из Казахстана в Россию на 186 млн евро.
«Казахстан находится в наиболее сложном положении. Еще со времен президентства Назарбаева выстроилась зависимость республики от Великобритании, широко присутствует их агентура, и на Астану давят как на ключевую точку. Вместе с тем у казахов тесные связи с Россией в экономике и логистике. Поэтому, очевидно, государству придется как-то лавировать, присоединяясь к санкциям и в то же время их обходя», – сказал генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
«Что касается других стран региона, они могут и не соглашаться на рестрикции. Так, например, Туркмения больше зависит от Китая, нежели от западных стран, поэтому им нет никакого смысла поддерживать антироссийскую политику. Таджикистан зависит от России и Китая, так что санкции им тоже неинтересны. Узбекистан за последние десять лет избавился от американской зависимости, туда пошли многомиллиардные инвестиции из России, им будет невыгодно портить такие отношения с нами», – рассуждает Лепехин.
«Немного особняком стоит Киргизия, где русский язык используется наравне с государственным. Однако одновременно с этим там много западных НКО, которые дестабилизируют обстановку, разгоняют антироссийские нарративы. Поэтому, я полагаю, киргизам придется лавировать еще активнее, делать вид, что они присоединились к санкциям, но на деле их обходить», – полагает собеседник.
Между тем, как отмечают эксперты, во внешней политике ЕС и США наблюдается интересная тенденция. С одной стороны, им нечего предложить странам Средней Азии с точки зрения ресурсов и инвестиционных инструментов для развития. Это вызвано финансово-экономическим кризисом западных экономик, который стал результатом конфликта с Россией.
С другой стороны, у США и ЕС остается достаточно сил и возможностей для того, чтобы с помощью санкционных инструментов затормозить или вовсе подорвать развитие экономик стран Средней Азии. «Запад уже не располагает возможностями для того, чтобы реально помогать развиваться, но может создавать серьезные неприятности», – отмечал в этой связи программный директор клуба «Валдай»* Тимофей Бордачев.
«Понятно, что Запад также заинтересован в том, чтобы разместить свои военные базы в Центрально-Азиатском регионе, чтобы грозить России в ее «мягком» подбрюшье. Москва тут не готовилась к крупным военным действиям, в отличие от ее западных границ, откуда традиционно приходил враг. Однако несколько стран региона входят в состав ОДКБ, и на их территории такие базы не могут появиться без согласования с другими союзниками. Так записано в уставных документах», – напомнил эксперт.
Требуется разъяснительно-просветительская работа среди населения республик бывшего СССР относительно экономических выгод, которые имеют республики на постсоветском пространстве от санкционной ситуации – прежде всего, при пересечении границы и при посещении миграционных центров.