Все же лучше, чем «друзья по перу», народного поэта Расула Гамзатова могли знать лишь члены его семьи – супруга и трое дочерей. Для них он был не просто состоявшимся большим поэтом, а опорой и близким товарищем.
В 1998 году, когда семья Расула Газмзатова готовилась отмечать его 75-летний юбилей, его супруга Патимат Саидовна рассказала журналисту о том, какого быть женой великого дагестанца.
«Быть женой, хорошей женой для каждой женщины — огромный труд и большая ответственность. Для любой женщины и при любом муже. Быть женой неординарного человека – вдвойне», — сказала она.
По словам Патимат, он не был похож на его друзей Чингиза Айтматова, Кайсына Кулиева или Мустая Карима. Он отличался от них неорганизованностью в быту, какой-то беспомощностью. Часто терял часы, ручки и даже стихи.
«…Даже на своем письменном столе. 5-6 лет назад написал он большую поэму, посвященную Махмуду, и потерял. До сих пор не может найти», — вспоминает она.
Гамзатова не закалил даже тот факт, что он с 14 лет жил вне дома и некому было его опекать: «Он остался мягким, легко ранимым, переживающим за все человеком! Он робеет перед наглостью, теряется, не может он никак понять тех, кто нагло врет, обманывает. Говорю — не реагируй. Нет, не может. Он очень благородный человек, который щадит даже тех людей, которые сделали много плохого для него. Но, знаете, в поэзии Расул Гамзатович остается великолепно организованным человеком».
Первые стихи Расула Патимат услышала еще в ранней молодости. Он частенько приходил к ней в пединститут им. С. Стальского, а после занятий провожал ее с подругой домой, читая стихи по дороге.
«Очень скоро я почувствовала, что стихи его мне нравятся, они ложились на душу звучностью, смелостью самой мысли. Уже тогда, в 1951 году, у него был сборник лирических стихов, в том числе посвященных женщине, матери, мне. Я чувствовала, что он за мной ухаживает. Но я была так воспитана, что не могла позволить себе откровенничать с ним, отвечать ему какими-то знаками. Бывало, он приходил к нам, а мы тогда жили в коммунальной квартире, и стучит в дверь, мы не открываем. Расул все понимал, но не уходил, а начинал читать стихи старушке-соседке. Вскоре он ее без остатка покорил, а она все хвалила и хвалила нам его поэзию», — рассказывает Патимат Саидовна.
Однажды, гуляя по бульвару, Расул заговорил с ней о жизни, о них двоих.
«Все получилось как-то само собой», — говорит Патимат. Так и началась их история, история семьи, которая достойна стать примером для всех.
С возрастом, по рассказу супруги поэта, Расул стал еще требовательнее к себе и своим произведениям, скрупулезно работал над каждой строкой, не прощал себе никакой словесной неряшливости.
«В последние годы я открыла для себя картинность его стихов, зримый, ощутимый образ, экспрессию стиха, глубокий смысл — все это было, но вот появилось нечто новое, свежее. Видимо, это приходит с возрастом, с жизненным опытом», — отмечает Патимат.
Напомним, что сетевое издание «Мирмол» делится с читателями воспоминаниями современников о народном поэте Дагестана Расуле Гамзатове. С другими материалами проекта «Наш Расул Гамзатов» вы можете ознакомиться по ссылке.
Цитаты из книги «Расул Гамзатов. Воспоминания современников»