Главная страница » Записи » Новые автомобили остаются роскошью для большинства семей Дагестана 

Новые автомобили остаются роскошью для большинства семей Дагестана 

Автор Ева Адамова

Исследование РИА Новости за 2025 год выявило тревожную картину доступности новых автомобилей в российских регионах, поставив республики Северного Кавказа, включая Дагестан, Ингушетию и Чечню, в самый низ рейтинга. 

В то время как Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка демонстрируют наивысшую доступность, для жителей Дагестана и соседних республик покупка нового авто остается серьезным экономическим вызовом.

По данным аналитиков, доля семей, способных приобрести в кредит и содержать недорогой новый автомобиль (стоимостью 1,3 миллиона рублей), в целом по России составила 20,5%. Однако этот показатель крайне дифференцирован. В лидирующих регионах Крайнего Севера возможность купить авто в 30 раз выше, чем в замыкающих список субъектах, среди которых находятся и регионы Северного Кавказа.

Ситуация усугубляется общим замедлением российского авторынка. В 2025 году продажи новых легковых автомобилей снизились на 17,8%, а темпы автокредитования замедлились втрое по сравнению с предыдущим годом. Эксперты прогнозируют лишь постепенное и умеренное восстановление, что дополнительно осложняет ситуацию для наименее обеспеченных регионов.

Для семей Дагестана, Ингушетии и Чечни приобретение и содержание нового, даже недорогого автомобиля (за 1,3 миллиона рублей) без значительных накоплений является практически невыполнимой миссией. В 13 регионах России менее 10% семей могут позволить себе такой транспорт, и большую часть этого списка замыкают Северо-Кавказские республики:

• Республика Ингушетия: Лишь 1,9% семей способны приобрести и содержать новый автомобиль на официальную зарплату.

• Чеченская Республика: Показатель ненамного выше – 2,3% семей.

• Республика Дагестан: Всего 3,7% семей могут рассчитывать на покупку и содержание недорогого авто.

• Кабардино-Балкарская Республика: 4,2%.

• Республика Калмыкия: 4,9%.

Когда речь заходит об автомобиле средней ценовой категории (2,9 миллиона рублей), цифры становятся еще более удручающими: в этих регионах приобрести и содержать такую машину могут порядка 1% семей, что фактически означает полную недоступность для подавляющего большинства населения.

В чем причина низкой доступности для Дагестана и Северного Кавказа?

Основными факторами, определяющими доступность автомобиля, являются уровень заработных плат, стоимость жизни и ставки по кредитам. Именно эти аспекты объясняют низкие позиции Дагестана, Ингушетии и Чечни в рейтинге. В этих регионах доходы населения, как правило, ниже средних по стране, что делает ежемесячные выплаты по автокредиту и расходы на содержание машины непосильной ношей для многих семей.

Рейтинг рассчитывался исходя из способности семей покрывать ежемесячный платеж по кредиту (при первоначальном взносе 20% и сроке на 3 года), а также тратить деньги на полное содержание автомобиля – КАСКО, ОСАГО, бензин, обслуживание, сезонная смена резины, налоги и другие расходы. При этом учитывалось, что после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи, 50% оставшихся средств направляются на автомобиль, а вторая половина – на прочие повседневные нужды.

Эта статистика подчеркивает глубокие экономические диспропорции в стране и серьезные финансовые барьеры, с которыми сталкиваются семьи в Дагестане и других республиках Северного Кавказа при попытке улучшить свою жизнь и обеспечить базовую мобильность.

You may also like