Исследование РИА Новости за 2025 год выявило тревожную картину доступности новых автомобилей в российских регионах, поставив республики Северного Кавказа, включая Дагестан, Ингушетию и Чечню, в самый низ рейтинга.
В то время как Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка демонстрируют наивысшую доступность, для жителей Дагестана и соседних республик покупка нового авто остается серьезным экономическим вызовом.
По данным аналитиков, доля семей, способных приобрести в кредит и содержать недорогой новый автомобиль (стоимостью 1,3 миллиона рублей), в целом по России составила 20,5%. Однако этот показатель крайне дифференцирован. В лидирующих регионах Крайнего Севера возможность купить авто в 30 раз выше, чем в замыкающих список субъектах, среди которых находятся и регионы Северного Кавказа.
Ситуация усугубляется общим замедлением российского авторынка. В 2025 году продажи новых легковых автомобилей снизились на 17,8%, а темпы автокредитования замедлились втрое по сравнению с предыдущим годом. Эксперты прогнозируют лишь постепенное и умеренное восстановление, что дополнительно осложняет ситуацию для наименее обеспеченных регионов.
Для семей Дагестана, Ингушетии и Чечни приобретение и содержание нового, даже недорогого автомобиля (за 1,3 миллиона рублей) без значительных накоплений является практически невыполнимой миссией. В 13 регионах России менее 10% семей могут позволить себе такой транспорт, и большую часть этого списка замыкают Северо-Кавказские республики:
• Республика Ингушетия: Лишь 1,9% семей способны приобрести и содержать новый автомобиль на официальную зарплату.
• Чеченская Республика: Показатель ненамного выше – 2,3% семей.
• Республика Дагестан: Всего 3,7% семей могут рассчитывать на покупку и содержание недорогого авто.
• Кабардино-Балкарская Республика: 4,2%.
• Республика Калмыкия: 4,9%.
Когда речь заходит об автомобиле средней ценовой категории (2,9 миллиона рублей), цифры становятся еще более удручающими: в этих регионах приобрести и содержать такую машину могут порядка 1% семей, что фактически означает полную недоступность для подавляющего большинства населения.
В чем причина низкой доступности для Дагестана и Северного Кавказа?
Основными факторами, определяющими доступность автомобиля, являются уровень заработных плат, стоимость жизни и ставки по кредитам. Именно эти аспекты объясняют низкие позиции Дагестана, Ингушетии и Чечни в рейтинге. В этих регионах доходы населения, как правило, ниже средних по стране, что делает ежемесячные выплаты по автокредиту и расходы на содержание машины непосильной ношей для многих семей.
Рейтинг рассчитывался исходя из способности семей покрывать ежемесячный платеж по кредиту (при первоначальном взносе 20% и сроке на 3 года), а также тратить деньги на полное содержание автомобиля – КАСКО, ОСАГО, бензин, обслуживание, сезонная смена резины, налоги и другие расходы. При этом учитывалось, что после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи, 50% оставшихся средств направляются на автомобиль, а вторая половина – на прочие повседневные нужды.
Эта статистика подчеркивает глубокие экономические диспропорции в стране и серьезные финансовые барьеры, с которыми сталкиваются семьи в Дагестане и других республиках Северного Кавказа при попытке улучшить свою жизнь и обеспечить базовую мобильность.