Вот уже не первый месяц, как в Махачкале внедряется интеллектуальная транспортная система, которая в перспективе должна «оживить» транспортные потоки в городе.
Как отмечает исполнитель инфраструктурного проекта — группа компаний «Урбантех» — Махачкала к этому проекту готова давно, а вот ее инфраструктура — требует кардинальных изменений и решений годами накопившихся проблем.
Эту позицию разделяют и руководители Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр, и Антон Шапарин. Вместе с дагестанскими журналистами они прошли по самым проблемным участкам города от кольца на проспекте Петра 1 до улицы М.Гаджиева до пересечения с улицами Дзержинского и Толстого. На Петра 1 и на проспекте Расула Гамзатова уже запущена «зеленая волна» — это когда работа светофоров синхронизирована, т.е. поочередно включаются разрешающие сигналы для основного направления из области в центр в утренний час пик и из центра в область вечером.
Как отметил Ян Хайцеэр, большое количество машин и не подключенные к единой ленте координации светофорные объекты, мешают свести заторы машин на указанных улицах к минимуму.
«Мы видим самые простые, но порой удивительные заторы, отсутствие адекватных дублирующих дорог и развязок, наличие которых позволило бы городу «вздохнуть» от такого большого потока машин. Мы уже работали во многих крупных городах и даже на примере Махачкалы с имеющимися дополнительными сложностями видим, что за счет работы светофоров в режиме «зеленой волны» поток машин стал двигаться заметно быстрее», — сказал эксперт.
Несинхронизированные между собой светофоры, большое количество «бутылочных горлышек» на дорогах города и вылетных магистралях не дают в полной мере разгрузить улицы города.
Одним из элементов ИТС является автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Светофорные объекты, подключенные к единой ленте координации, включаются поочередно, исходя из заданной средней скорости движения. Например, при движении со скоростью 50 км/ч по проспектам Петра I и Расула Гамзатова, водитель будет попадать на зеленый сигнал светофора и проезжать этот отрезок без задержек.
Пересечение улицы Ярагского и проспекта Р. Гамзатова наглядно показывает, как эффективно можно управлять трафиком в часы пик. Теперь светофорный объект на перекрестке подключен к ИТС и благодаря данным с детекторов транспорта, которые поступают в режиме реального времени, удается подобрать оптимальное время горения сигналов светофора, что позволяет перекрестку «не завязываться в узел». Кроме того, данная система позволяет удаленно управлять светофорами, что до интеграции в ИТС было сделать невозможно.
Но это лишь один перекресток. Важно подключить к АСУДД все светофоры на улице Ярагского, поставить новые светофоры на нерегулируемых пересечениях с Ярагского, таким образом обеспечить управление трафиком на подъездных улицах для его распределения.
Стоит добавить, что интеллектуальная транспортная система нацелена оптимизировать дорожный трафик, разгрузить места наибольшего скопления машин и повысить безопасность дорожного движения.
Например, в Московской области благодаря внедрению элементов ИТС на 20% снизилось время пребывания в пробках, на 25% увеличилась пропускная способность дорог. Такой положительный эффект, как рассказали сами эксперты, неминуемо ждет и Махачкалу.