Главная страница » Записи » Эксперт СКИ РАНХиГС: Устойчивое развитие бизнес-образования в изменяющихся условиях глобальной экономики

Эксперт СКИ РАНХиГС: Устойчивое развитие бизнес-образования в изменяющихся условиях глобальной экономики

Автор Амина Алиева

Экспертное мнение заместителя директора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Вадима Романова.

Сегодня современная глобальная экономика находится на этапе глубоких преобразований. В условиях этих изменений бизнес-образование играет ключевую роль в формировании нового поколения управленцев, готовых принимать решения на основе принципов устойчивого развития и ответственного лидерства.

Особое внимание, на мой взгляд, стоит уделить международному сотрудничеству в сфере бизнес-образования. Северо-Кавказский федеральный округ, благодаря своему стратегическому расположению, обладает значительным потенциалом для развития образовательных программ в сотрудничестве со странами региона  Африка, Ближнего Востока и Азии. Эти регионы характеризуются быстро развивающимися экономиками и высоким спросом на квалифицированные кадры, способные внедрять принципы устойчивого развития в различных отраслях экономики. Таким образом, экспорт программ MBA может стать важным шагом на пути к укреплению международного сотрудничества и развитию деловых связей с этими регионами.

Экспорт российского бизнес-образования на международные рынки также способствует повышению конкурентоспособности отечественных образовательных программ. 

Современные экономические и социальные изменения требуют значительных корректировок в системе бизнес-образования. Глобализация, развитие технологий и цифровая трансформация ставят новые задачи перед руководителями компаний, что, в свою очередь, приводит к необходимости обновления подходов к обучению будущих управленцев. 

Одним из ключевых факторов, влияющих на бизнес-образование, является глобализация, которая ускоряет трансформацию рынков и повышает конкуренцию между компаниями на международном уровне. В условиях открытых границ и международных взаимодействий управленцы должны понимать не только особенности локальных рынков, но и быть готовыми к интеграции в глобальные цепочки поставок и сотрудничество с международными партнёрами. Это требует от программ MBA внедрения курсов, ориентированных на межкультурное взаимодействие, международную экономику и регулирование, а также знания международных стандартов ведения бизнеса.

Другим значимым изменением является цифровизация и развитие технологий. Развитие искусственного интеллекта, блокчейн-технологий, автоматизации процессов и больших данных существенно меняет ландшафт современного бизнеса. Программы MBA должны включать в себя модули, посвящённые цифровым технологиям, их внедрению в бизнес-процессы и управлению инновациями, и к реализации таких модулей, как например диджитал-технологии необходимо привлекать практикующих специалистов, например из Яндекса, ВК, MailGroup, Касперский и т.д. Это позволяет выпускникам бизнес-школ не только понимать современные тенденции, но и применять их для повышения эффективности компаний.

Для успешной адаптации программ MBA к глобальным изменениям важно и международное сотрудничество в области образования. Совместные программы с зарубежными университетами, стажировки и обмен опытом с международными экспертами позволяют студентам расширять свои горизонты и получать уникальные знания о специфике ведения бизнеса в разных странах, так называемая «насмотренность». Это способствует подготовке управленцев, которые могут эффективно работать в условиях глобальной экономики.

Международное сотрудничество может играть важную роль в развитии бизнес-образования и на Северном Кавказе. На сегодняшний день в России существует более 80 бизнес-школ, и ни одной из них нет в Северо-Кавказском федеральном округе. Внедрение совместных программ с зарубежными вузами и партнёрство с международными образовательными организациями позволит повысить качество обучения и его соответствие международным стандартам. Это также откроет возможности для студентов и преподавателей участвовать в международных обменах и научных проектах, что несомненно повысит их конкурентоспособность на глобальном рынке труда.

Ещё хотелось бы сказать о важности аккредитации и качестве бизнес-образования. Для успешного экспорта образовательных программ необходимо обеспечить их соответствие международным и российским стандартам качества. Аккредитация программ MBA в признанных международных организациях, таких как AMBA, AACSB или EQUIS, (так называемая тройная корона), а также аккредитация в единственном на сегодняшний момент российском Национальном аккредитационном совете делового и управленческого образования повышает их конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке образования. Это также привлекает иностранных студентов, которые стремятся получить качественное образование с международным признанием.

В заключение хотелось бы отметить, что Устойчивое развитие стало важной темой для бизнес-образования, учитывая современные вызовы, такие как экономическая неравномерность и технологическая трансформация. Важно, чтобы образовательные учреждения адаптировали свои программы к требованиям времени, обеспечивая выпускников необходимыми знаниями и навыками для успешного управления в условиях неопределенности и постоянных изменений.

Северо-Кавказский регион имеет уникальные возможности для развития бизнес-образования, благодаря своему стратегическому расположению и разнообразию экономических отраслей. Развитие агропромышленного комплекса, туризма и энергетики создает спрос на квалифицированных специалистов, способных внедрять инновации и управлять изменениями. В этом контексте экспорт бизнес-образования из региона может стать важным инструментом для укрепления позиций на международной арене и привлечения студентов из стран Африки, Ближнего Востока и Азии. Эти страны, с их растущими экономиками и потребностями в управленцах, представляют собой значительный рынок, в том числе для программ MBA.

На сегодняшний момент бизнес-образование в Северо-Кавказском регионе имеет все шансы стать важным элементом в формировании устойчивого будущего, как для региона, так и для всей страны. Это требует комплексного подхода, включая активное сотрудничество между образовательными учреждениями, бизнесом и государственными структурами. Создание платформ для обмена знаниями и опытом, поддержка стартапов и инновационных проектов, а также развитие программы дуального обучения могут значительно повысить качество образования и его соответствие требованиям современного рынка.

Так же будет интересно