Главная страница » Записи » Эксперт СКИ РАНХиГС о приоритетных императивах современной системы высшего образования

Эксперт СКИ РАНХиГС о приоритетных императивах современной системы высшего образования

Автор Ева Адамова

О приоритетных императивах современной системы высшего образования рассказала заведующая кафедрой экономики и финансового права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Валерия Браткова:

«В настоящий момент все процессы, связанные с трансформацией высшей школы, имеют тенденцию к ускорению, а это требует и серьезных изменений в образовательных программах с учетом потребностей современного рынка труда. Все это сделает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда, а работодателю позволит получить квалифицированных специалистов.

Ключевыми вопросами, которые, в первую очередь, необходимо сейчас прорабатывать, являются:

  • формирование национальной системы высшего образования;
  • дальнейшее развитие сетевых образовательных программ;
  • международная деятельность образовательной организации;
  • новые форматы и условия электронного обучения.

А все это требует и мониторинга новых документов, и готовности к быстрым изменениям. 

В своем Послании Федеральному Собранию еще в 2020 году Президент РФ В.В. Путин отметил, что «…нужно дать возможность студентам после второго сезона курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии», поэтому особую важность приобретает вопрос о разработке и реализации образовательных программ с получением нескольких квалификаций. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 4-го поколения уже представлен для обсуждения.  Разрабатывая ФГОС 4 поколения, Минобрнауки обязательно закладывает положение о том, что необходимо обеспечить для обучающихся возможность выбора направления подготовки начиная с третьего года обучения («Система 2+»). Это означает, что после второго курса обучающимся будет предоставлено право выбора направлений подготовки (специальностей) в рамках УГСН. При этом у организаций должно быть право самостоятельно формировать профили образования внутри специальностей и направлений подготовки высшего образования. Есть, конечно, и определенные трудности, с которыми сталкиваются разработчики, например, в тексте ФГОС определяется перечень профессиональных стандартов, а при изменениях, вносимых при их обновлении, это потребует и постоянной актуализации ФГОС.

Продолжается поиск решений по обновлению системы образования, и приоритетной целью остается востребованность и конкурентоспособность выпускников в соответствии с запросами современного рынка труда».

You may also like